Nebaz.ru
vk.com/pavelzygmantovich Количество участников: 22683
Название группы
Павел Зыгмантович | Доказательная психология
Статус
Доказательная психология для улучшения твоей жизни
Описание
Павел Зыгмантович: 🌍 Да, это я придумал доказательную психологию 🧰 Даю 100+ научных методик улучшения жизни 📚 Написал 5 книг по психологии 🧠 Делаю сложное понятным Для вопросов используйте кнопку "Написать сообщение".
Сайт
http://zygmantovich.com/
Тип сообщества
Публичная страница
Тип деятельности
Психолог
Записи сообщества:
Павел Зыгмантович | Доказательная психология
Павел Зыгмантович | Доказательная психология 25 июня в 07:30
ПРЕДНАЗНАЧЕНИЕ, ПРИЗВАНИЕ, СВОЙ ПУТЬ И ПРОЧИЕ ВЫДУМКИ

В интернетах настойчиво распространяется идея о некоем обязательном для каждого предназначении, или призвании, или своём пути, или любимом деле.

Суть идеи проста, как линейка: для каждого человека есть своё место в жизни, где он будет чувствовать себя идеально без малейших усилий.

Как психологу, мне хочется плакать, когда я слышу такое.

ГДЕ ВАШЕ МЕСТО?

Дело в том, что никакого такого места не существует. Идея о призвании базируется на ложном основании – и отсюда все её проблемы.

Это ложное основание называется установкой на заданность (fixed mindset). Понятие это ввела Кэрол Дуэк, которая с конца прошлого века тщательно изучает этот феномен.

Оказывается, люди часто верят в некоторую предопределённость, заданность по жизни. Что есть вторая половинка, которую надо найти. Что есть какие-то способности, которые нужно открыть. Что есть призвание, которое можно обрести.

Причём основная задача – найти. Потом, когда искомое найдено, проблем не возникнет. Всё будет легко и красиво. Никаких усилий, никаких напряжений, никаких препятствий – сплошные молочные реки да в кисельных берегах.

В своих исследованиях Дуэк показала, что эта установка абсолютно ложна и не соответствует реальности чуть более чем полностью.

Люди не кусочки паззла, которые нужно поставить в строго определённое место, а активные и бодрые агенты, которые могут изменяться сами и изменять окружение.

Такой подход Дуэк назвала установкой на развитие (growth mindset). В тех же экспериментах исследовательница показала, что люди, которые вооружены установкой на развитие, совершают больше попыток, более устойчивы к поражениям (потому что считают их временными) и, как следствие, чаще добиваются успеха в выбранной деятельности.

Идея предназначения заводит людей в ловушку. Ведь людям кажется, что должно быть легко, а легко не бывает – в любой деятельности есть трудности, без этого никуда.

И когда становится трудно, человек с установкой на заданность, тут же решает: «Это не моё». Он прекращает попытки и сматывает удочки.

А человек с установкой на развитие просто прикладывает дополнительные усилия – и достигает искомого. Например, развивает у себя музыкальный слух.

Так что нет никакого призвания. Есть упорный труд и немного удачи.

ЧЕГО МЫ ИЩЕМ НА САМОМ ДЕЛЕ?

Проблема идеи предназначения не только в том, что она ложная. Она ещё и вредная.

Она полностью уводит человека с плодотворного пути в дебри бесконечного перебора занятий в попытке найти то, что получится с первого-второго раза. Если бы дети учились ходить или говорить в таком же духе, человечество вымерло бы ещё в каменном веке.

Куда полезнее другой подход – теория самодетерминации (self-determination theory), разработанная психологами Эдвардом Деси и Ричардом Райаном.

В рамках этой теории установлено и проверено экспериментально, что человек стремится к решению трёх жизненных задач: компетентности, автономности и причастности.

Решение задачи «Компетентность» – это обретение опыта преодоления различных препятствий и уверенности в преодолимости оных (явное сочетание с установкой на развитие Дуэк). Люди, которые понимают свою компетентность, чувствуют себя хорошо, меньше переживают и беспокоятся, они спокойнее и довольнее тех, кто числит себя неудачником и бестолочью.

Решение задачи «Автономность» – это обретение контроля над собственной жизнью (подчёркиваю – над собственной). То есть человек сам решает, куда он ходит, что делает, с кем общается, чем занимается. Полностью эту задачу решить невозможно, разумеется, ведь мы живём среди людей и если нам хочется в восемь утра в воскресенье штробить стены, мы всё-таки этого не делаем из уважения к окружающим. Однако в целом мы стремимся к автономности (обычно это называют свободой).

Решение задачи «Причастность» – это попадание в некую приятную социальную группу. Это может быть супружеская пара, рабочий коллектив, группа единомышленников и даже просто виртуальное сообщество любителей перистых облаков. Главное, чтобы эта группа была для человека приятной.

Когда человек решает для себя эти задачи, он в целом чувствует себя очень хорошо, считает, что находится «на своём месте».

Часто это связано с работой. Например, хороший специалист уже не боится трудных задач (опять же, сравни с установкой на заданность), более того, он часто стремится к ним, как к наиболее интересным. Поскольку он специалист хороший, он уже может выбирать, какие задачи и как именно решать – а это уже про автономию. Наконец, такой человек может считать себя частью группы «хорошие специалисты», и уже это будет решением задачи «Причастность».

Собственно, когда говорят о предназначении, пытаются рассказать именно о решении этих трёх задач. Но рассказывают так своеобразно, что эти рассказы только мешают человеку.

ТРУДНОСТИ ЕСТЬ ВСЕГДА

Самое интересное, что решение вышеупомянутых задач вовсе не отменяет трудностей и неприятных моментов.

Да, человек может быть прекрасным врачом и может заниматься теми больными, которые ему нравятся, но всё же некоторые моменты на работе будут ему неприятны и увильнуть от них он не сможет. Это может быть заполнение документов или общение с родственниками больных, или необходимость обучать интернов или ещё что-нибудь такое – тут всё индивидуально.

Как же получается, что, несмотря на все эти неприятности, человек в целом чувствует себя хорошо?

Здесь нам поможет разобраться Даниэль Канеман. В ходе своих экспериментов он выделил два интересных феномена: «переживающее я» и «помнящее я» (the experiencing self и the remembering self, соответственно).

«Переживающее я» существует очень недолго – меньше минуты. Когда упомянутый выше врач тихо матерится, заполняя разные бумажки, работает его «переживающее я». И в этот момент он свою работу может ненавидеть.

Но потом наш герой выйдет из больницы, пройдётся, проветрится – и от его «переживающего я» не останется ровным счётом ничего. И на сцену выйдет «помнящее я».

Оно запоминает в основном пик события и его финал. И если наш герой в конце рабочего дня отложил бумажки, перебросился несколькими фразами с коллегой, улыбнулся пациентам, выпил кофе в ординаторской и вот после этого ушёл с работы – «помнящее я» скажет что-то вроде: «А хорошая у нас всё-таки работа, замечательная». И этот врач честно и искренне будет убеждать нас в том, что он нашёл своё дело и это его любимая работа.

И, пожалуй, это не так уж плохо.

ИТОГО. Идея призвания – ложная и вредная. Её база – установка на заданность, совершенно оторванная от реальности. Куда реалистичнее и полезнее установка на развитие. Мы начинаем думать, что мы на своём месте, если смогли решить три задачи – компетентность, автономность и причастность. В любой работе встречаются сложности, но феномен «помнящего я» позволяет нам забывать их. Поэтому мы может искренне верить, что любим то, чем занимаемся, хотя оно постоянно подкидывает нам какие-то проблемы и трудности.

А у меня всё, спасибо за внимание.

#о_психологии_зыгмантович
#свойпуть_зыгмантович
#счастье_зыгмантович
Павел Зыгмантович | Доказательная психология
Павел Зыгмантович | Доказательная психология сегодня в 07:30
Хотите стать душкой и расположить человека к себе? Это очень легко!

Всё, что вам потребуется, — это вопросы.

По неведомым причинам люди весьма охотно отвечают на вопросы, а людей, которые эти вопросы задают, считают добрыми и хорошими [1].

Но задавать нужно вопросы не абы какие, а правильные.

Читать дальше — https://zygmantovich.com/?p=23587

#гений_общения_зыгмантович #лайфхаки_зыгмантович
#личныеграницы_зыгмантович #социальнаяпсихология_зыгмантович
Павел Зыгмантович | Доказательная психология
Павел Зыгмантович | Доказательная психология вчера в 15:00
КАК ОТНОСИТЬСЯ К ДЕНЬГАМ, ЧТОБЫ ИХ БЫЛО МНОГО?

Большинство людей, читающих этот пост, умеют считать, читать и писать. Но при этом регулярно испытывают проблемы с деньгами. Почему?

Потому что деньги это психология, а не грамотность. Представьте, что вам показали очень большое число. Например, гугол. Это единица со 100 нулями. Что вы испытаете? Максимум — небольшой интерес.

А теперь представьте, что вам неожиданно дали крупную премию или принесли счёт в десять раз больше, чем вы рассчитывали. Совсем ведь другие чувства, правда? Хотя цифры одни и те же.

У меня есть тренинг "Психология денег", который поможет вам разобраться со своими отношениями с деньгами и поможет стать богаче. Содержание:
– По каким законам строится восприятие денег у человека?
– Почему люди редко довольны своим материальным положением?
– Существуют ли на самом деле "мышление бедных"?
– Как связаны деньги и счастье?
– Меняют ли деньги человека?
– Отличается ли отношение к деньгам у мужчин и женщин?
https://clck.ru/rcw3v
Павел Зыгмантович | Доказательная психология
Павел Зыгмантович | Доказательная психология вчера в 07:30
ПОГЛАЖИВАНИЯ РОБОТА и другие новости психологии

1. Нам, человекам, насколько важны другие люди, что сгодятся даже роботы. По крайней мере, таковы результаты исследований японских учёных-психологов.

Их робот мог аккуратно погладить человека своей рукой по спине и мог сказать что-нибудь приятное (вы сегодня чудесно выглядите). Одних участников робот только гладил, другим только говорил, а третьим — и говорил, и гладил.

Учёные снимали не только субъективные показатели (понравилось или нет), но и объективные. А именно: электромиографию лица и электропроводимость кожи.

Эти показатели полностью совпали с субъективными оценками — все они были выше, когда робот одновременно и гладил по спине, и говорил с человеком.

Чем важно это исследование? В мире много одиноких людей и — как по мне — очень гуманно искать способ скрасить их одиночество.

Как мы видим, роботы здесь могут сыграть важную роль.

https://www.nature.com/articles/s41598-022-10503-6

2. Месяц рождение не влияет риски депрессии или тревоги. Существует предположение, гладящее — у родившихся в зимние месяцы риск возникновения депрессии гораздо выше. Мол, витамина D в детстве не хватило, отсюда и проблемы.

Но свежее исследование чешских учёных показывает — нет никакой связи между месяцем рождения и возникновением депрессии или тревожности.

Учёные анализировали данные 72 тысяч человек из разных стран Европы, использовали разные подходы и всё равно не нашли такой связи.

А жаль, гипотеза была красивой.

https://www.nature.com/articles/s41598-022-10892-8

3. Дети уже в четыре года понимают — справедливость требует усилий. Это показали американские исследователи.

В их экспериментах дети наблюдали такую историю: воспитатель просил двух кукол убрать игрушки. Одна кукла работала, вторая отлынивала. Затем учитель давал куклам печенье. Трудолюбивой кукле всегда семь штук, лентяйке — три.

Но в одном случае он делил печенье «на глаз», во втором — тщательно считал.

И дети всегда считали подсчёт мерилом справедливости. Раз воспитатель посчитал печенье, значит, он хотел, чтобы всё было справедливо.

Любопытно, что был и обратный эксперимент. Воспитатель так же раздавал печенья, но это ленивой кукле доставалось много печенья, а трудяге — мало.

Ничего не менялось. Дети так же считали подсчёт мерилом справедливости.

Правда, в данном случае знак справедливости был обратным. Воспитатель, который подсчитал печенье, но обделял трудяжку, был намеренно несправедливым по мнению детей. Они его осуждали.

Самое интересное здесь, как по мне, это возраст — уже в четыре года дети недурно ориентируются в социальных взаимодействиях. Похоже, мы их недооцениваем. https://www.sciencedirect.com/science/article/abs/pii/S0010027722001160

Все подборки этой серии можно найти по хэштэгу — #новости_ПСИХОЛОГИИ_отЗыгмантовича
Павел Зыгмантович | Доказательная психология
Павел Зыгмантович | Доказательная психология 26 июня в 15:00
Не ходите к психологам, пока не посмотрите это видео. Серьёзно, не нужно обращаться к психологу до тех пор, пока вы не узнаете важной информации. Не шучу.

Прошу к столу – https://clck.ru/qqs7o

#видео_зыгмантович