КИТ-ДВ | Индустриальный туризм 9 авг. 2020 в 15:26
После второй мировой войны СССР озаботилось проблемой где бы можно было надежно разместить подводные лодки для нанесения ответного ядерного удара. Выбор пал на Балаклавскую бухту, чей узкий извилистый пролив шириной всего 200—400 м укрывает гавань не только от штормов, но и от посторонних глаз — со стороны открытого моря она не просматривается ни под каким углом. С 1954 года, по проекту института "Гранит", специальный горно-строительный отряд начал строительство. Скальную толщу горы Таврос прорубали пятью забоями в три смены по 6 часов. Грунт горы имеет 9 категорию твердости из 12, его невозможно долбить отбойным молотком. Проходили шпуро-взрывным методом направленного действия. Для ускорения, по личному распоряжению Хрущева, к работам привлекли московских, харьковских и абаканских метростроевцев. Толщина бетонной обделки в некоторых местах доходила до 3 метров, бетон М 300 с жидким стеклом. Строительство завершили в 1961 году.
Объект был предназначен для укрытия, ремонта и обслуживания подводных лодок 613-го и 633-го проектов, а также для хранения боеприпасов, предназначенных для этих подлодок. В канале (длина 602 метра) объекта могло разместиться 7 подлодок указанных проектов. Глубина канала достигает 8 м, ширина колеблется от 12 до 22 м. Погрузка снаряжения в мирное время осуществлялась на пристани, учитывая передвижение спутников-шпионов вероятного противника. При ядерной угрозе погрузка должна была осуществляться внутри базы через специальную штольню. В комплекс входила также ремонтно-техническая база предназначенная для хранения и обслуживания ядерного оружия.
С момента закрытия в 1993 году по 2003 бывшая база стояла без охраны и была разграблена. Сейчас тут музей.