Nebaz.ru
vk.com/club123708210 Количество участников: 8510
Название группы
МЫШЛЕНИЕ | СОЗНАНИЕ | АНТРОПОЛОГИЯ
Статус
Игры разума: точность\ясность и изящество (описания, анализа, репрезентации, доказательства\аргументации)
Описание
Термин автопоэз в конце 60-хгг. ХХ века для точного описания своей концепции круговой организации живых систем,согласно которой ЖИЗНЬ КАК ТАКОВАЯ ЕСТЬ ПРОЦЕСС ПОЗНАНИЯ, изобрёл чилийский нейробиолог Умберто Матурана. Частица авто- происходит от греческого корня "само", а поэз- от той же греческой основы, что и "поэзия", буквально означающей "созидание". Получается дословная грамматическая конструкция: автопоэз - это самосозидание. Ⅱ Философия имеет особое отношение к способу возникновения и существования человеческого феномена, поскольку он зависит от самосозидания. А история – это зафиксированные лишь события актов самосозидания некоего существа, которое природой не рождается, и не существует независимо от работы самосозидания. (Природой рождается некоторый биологический материал возможных человеческих событий и состояний. Но это только биологический материал.) За пребыванием и длением человека во времени, тем более во времени истории, стоит постоянно возобновляющаяся работа или усилие со стороны человека. Поэтому можно сказать так: человек есть в той мере, в какой он хочет быть. Итак, мы имеем дело с некоторым бытием, которое как бытие зависит от желания и усилия быть. (М. Мамардашвили "Лекции по античной философии") Ⅲ ...то, что " вынуждает мыслить - более значимо, чем сама мысль." (Жиль Делез "Марсель Пруст и знаки") Ⅳ "(Московский философ Олег Игоревич Генисаретский считает, что на большинстве мемориальных досок должно быть выбито "...жил и умер, так и не приходя в сознание")" А.М. Пятигорский "Философская проза. Том ll. Вспомнишь странного человека"
Тип сообщества
Группа
Тип деятельности
Философия
Записи сообщества:
МЫШЛЕНИЕ | СОЗНАНИЕ | АНТРОПОЛОГИЯ
МЫШЛЕНИЕ | СОЗНАНИЕ | АНТРОПОЛОГИЯ 3 марта 2017 в 16:38
- Социология социального пространства : Бурдье П.
(социальные и смысловые структуры символического производства)

«Пытаться сегодня осмыслить творчество Пьера Бурдьё, его систему мышления, его теории — это все равно, что сунуть в электрическую розетку два пальца. Выйдешь либо просветленным, либо обугленным»

Пытаться осмыслить, что есть государство, значит пытаться со своей стороны думать за государство, применяя к нему мыслительные категории, произведенные и гарантированные государством, а следовательно, не признавая самую фундаментальную истину государства. Такое утверждение может показаться одновременно абстрактным и категоричным, но ᴏʜо будет восприниматься более естественно, в случае если мы допустим, говоря языком доказательства, нужность возвратиться к исходной точке задачи, но уже вооруженными знаниями об одном из важнейших видов власти государства — власти производить и навязывать (в частности, через школу) категории мышления, которые мы спонтанно применяем ко всему, что есть в мире,а кроме того к самому государству.

Чтобы передать первоначальное, скорее интуитивное, представление о таком анализе и дать почувствовать опасность, которой мы подвергаемся всякий раз, когда думаем при помощи государства, считая, что в свою очередь мы сами так думаем, я хотел бы процитировать отрывок из «Старых мастеров» Томаса Бернхарда.

«Школа является школой Государства, в которой из молодых людей делают креатуры Государства, т. е. ничто иное как подпорки Государства. Когда я входил в школу, я входил в государство, и раз государство разрушает ᴃϲᴇ живое, то я входил в учреждение по разрушению живых существ. <...> Государство ϲᴎлой заставило меня — впрочем, как и всех других, — войти в него и сделало меня послушным ему, ᴏʜо сделало из меня этатизированного человека; человека, подчиняющегося правилам и зарегистрированного, вымуштрованного и дипломированного, испорченного и подавленного, как и ᴃϲᴇ другие. Когда мы видим людей, мы видим только этатизированных людей — слуг государства; на протяжении всей своей жизни ᴏʜи служат государству, а следовательно, ᴏʜи посвятили всю свою жизнь чему-то противоестественному»[1].

Очень своеобразная риторика Томаса Бернхарда, риторика чрезмерного, гиперболы в анафеме, хорошо подходит для моего намеᴩᴇʜия применить некоторого рода гиперболическое сомнение в отношении государства и государственного мышления. Сомнение никогда не бывает чрезмерным, когда сомневаешься в государстве. Но литературное преувеличение всегда подвержено опасности самоуничтожения, лишая ϲᴇбᴙ жизни из-за собственного переизбытка. Вместе с тем, нужно принимать слова Бернхарда всерьез: в случае если мы хотим осмыслить государство, — которое ᴃϲᴇ еще мыслит ϲᴇбᴙ через тех, кто ϲᴎлится осмыслить его (например, Гегеля или Дюркгейма), — то нужно стремиться поставить под вопрос ᴃϲᴇ предположения и предварительные построения, вписанные в действительность, которую мы хотим анализировать, и в само мышление анализирующего.

Чтобы показать, в какой степени нужно, но и трудно порвать с мышлением государства, которое ᴨᴩᴎсутствует даже в самых сокровенных наших мыслях, можно было бы рассмотреть разразившуюся недавно, во время войны в Перϲᴎдском заливе, битву за такой кажущийся на первый взгляд незначительным предмет как орфография. Правописание, заданное и гарантированное государством как нормальное по праву (т. е. согласно государству), является социальным артефактом, исключительно слегка обᴏϲʜованным логическими и просто языковыми причинами, которые сами являются результатом процесса нормализации и кодификации, вполне аналогичного тому, что государство осуществляет во многих других областях. Но когда в определенный момент времени государство (или кто-то из его представителей) пытается реформировать орфографию (как ϶ᴛᴏ уже было и с тем же результатом сто лет назад), т. е. разрушить с помощью декрета то, что ранее государство декретом же и установило, как ϶ᴛᴏ тут же вызывает негодующий протест значительной части тех, кто неразрывно связан с письмом в самом общепринятом смысле слова и том смысле, который ему любят придавать писатели. И что иʜᴛᴇресно, ᴃϲᴇ эти защитники орфографической ортодокϲᴎи объединяются от имени естественности действующего написания и удовлетвоᴩᴇʜия, переживаемого как подлинно эстетическое, доставляемого полным соглаϲᴎем между мыслительными и объективными структурами, между мыслительными формами сконструированными в головах социально — при помощи обучения правописанию — и самой действительностью вещей, обозначенных умело написанными словами.
Важно сказать, что для тех, кто владеет орфографией в той же степени, что и ᴏʜа владеет ими, звук «f», совершенно произвольно передаваемый как «ph» в слове «nénuphar» (кувшинка) становится настолько очевидным и неразрывно связанным с цветком, что ᴏʜи начинают с чистой совестью ссылаться на природу и естественность, чтобы обличить вмешательство государства, направленное на сокращение произвольности орфографии, которая, совершенно очевидно, является плодом самовольного вмешательства государства.

Можно было бы привести множество подобных примеров, когда результаты выбора государства оказываются полностью навязанными — в действительной жизни и в представлениях, — когда отброшенные прежде возможности кажутся абсолютно немыслимыми. Так, например, в случае если малейшая попытка изменить учебные программы и, особенно, количество часов, выделенных на ту или иную дисциплину, встречает практически всегда и повсюду бешеное сопротивление, то происходит ϶ᴛᴏ не только из-за мощных корпоративных иʜᴛᴇресов, связанных с установленным социальным порядком (в частности, затронутых ϶ᴛᴏй реформой профессоров). Дело еще и в том, что культура и, в особенности, ассоциирующиеся с ней социальные деления и иерархии, сформированы естественным образом при содействии государства, которое, учреждая их одновременно в вещах и умах, придает культурному произволу видимость полной естественности.
("Дух государства: генезис и структура бюрократического поля")
_____________________________
БУРДЬЕ (Bourdieu) Пьер (1930-2002) - французский социолог, представитель поструктурализма (см.). Основатель и издатель (с 1975) журнала "Ученые труды в социальных науках", заведующий кафедрой социологии Коллеж де Франс (с 1981), профессор Высшей школы социальных наук, глава издательства "Liber - Raison d’agir". Учился на отделении философии Эколь Нормаль у Л. Альтюссера (см.), Г. Башляра и М. Фуко (см.). С 1955 по 1958 преподавал философию в лицее г. Мулен, затем уехал в Алжир, где продолжил преподавание и начал работать как социолог. Преподавал в университете Лиля, затем в Париже. С 1964 - директор-исследователь Высшей школы практических исследований. В 1975 возглавил Центр Европейской социологии. Автор 35 книг и нескольких сотен статей, Б. исследовал социальное воспроизводство, систему образования, государство, власть и политику, литературу, масс-медиа, социальные науки. ( Шматко Н. Статья из "Социологической энциклопедии")
Полностью здесь: http://bourdieu.name/

- Бурдье П. - Социология социального пространства.-2007
https://vk.com/doc-123708210_442729026

В книге представлены избранные труды Пьера Бурдье, наиболее близкие и актуальные для российского читателя. Автор 35 книг и нескольких сотен статей, переведенных на десятки языков, Пьер Бурдье изучал систему образования, государство, власть и политику, литературу и живопись, экономику и масс-медиа, науку и религию. Отобранные для книги тексты показывают в большей мере, чем какое-либо из существующих французских изданий, все разнообразие его исследовательской проблематики. Данное издание включает в себя работы, объединенные центральной темой генезиса и структуирования социального пространства, его связи с физическим пространством, особое внимание уделяется становлению государства как пространства особого рода.

- Бурдье П. - Начала.-1994

Книга представляет собой сборник текстов по проблемам социологии знания. В ней представлены интервью и доклады П.Бурдье на конференциях социологов, лингвистов и теологов.
В работах, вошедших в книгу, излагаются его идеи о необходимости критического анализа средств социологического знания и связи социальной позиции социолога с его исследовательской стратегией, о соотношениях эксплицитных социальных правил и норм и практического чувства, о природе политического фетишизма, о социологии веры и верованиях социологов.
Несомненным достоинством книги является ясная и доступная форма изложения сложных социологических построений.
Книга адресована широкому кругу социологов, этнографов, психологов, всем интересующимся проблемами современного общества.

- Бурдье П. - Практический смысл.-2001
https://vk.com/doc-123708210_442728846

Книга социолога Пьера Бурдье (р.1930 г.) известна как «манифест теории практики». Она стала за годы, прошедшие со времени ее первой публикации, классической. В ней освещаются фундаментальные вопросы соотношения философского, антропологического и социологического познания, теории и практики, формирования категорий социальной перцепции; на этнографическом материале анализируется формирование и функционирование логики практики и практического чувства.

- Бурдье П. - Социальное пространство.Поля и практики.-2005

В книге представлены избранные труды Пьера Бурдье, наиболее близкие и актуальные для российского читателя. Автор 35 книг и нескольких сотен статей, переведенных на десятки языков, Пьер Бурдье изучал систему образования, государство, власть и политику, литературу и живопись, экономику и масс-медиа, науку и религию. Отобранные для книги тексты в большей мере, чем какое-либо из существующих французских изданий, показывают все разнообразие его исследовательской проблематики, представленное в работах разных лет. Данное издание содержит работы, посвященные анализу таких разнообразных областей социального пространства, как культура, наука, экономика, религия, право. Помимо чисто научных, интеллектуальных достоинств, книга обращается к острым полемическим вопросам, касающимся жизни современного общества.

- Бурдье П. - Социология политики.-1993

В книге излагаются избранные темы социологии политики, в развитие которых Бурдье внес заметный вклад. Рассматривается поле политики и его позиции, дается концепция социальной структуры общества и строения социального пространства. Большое внимание уделяется анализу феноменов политического представительства и институтов власти, политического фетишизма и монополизации. Исследуются генезис и функционирование социальных представлений, проблема общественного мнения по политическим вопросам.
«Социология политики» - первая книга современного классика социологии Пьера Бурдье, изданная на русском языке.
Книга предназначена как для специалистов - социологов и политологов, так и для широкого круга интеллектуалов.

- Бурдье П. - Политическая онтология Мартина Хайдеггера.-2003

В этой книге известный французский социолог Пьер Бурдьё анализирует политический подтекст работ великого немецкого мыслителя. До сих пор не утихают споры о том, как нужно понимать союз Хайдеггера с нацизмом. Одни стараются превратить память о политической деятельности М. Хайдеггера в Третьем Рейхе в повод отказаться от чтения «слишком сложных» текстов, другие, понимая несостоятельность попыток свести мысль Хайдеггера к одной лишь идеологии, полностью исключают политику из его мысли. Пьер Бурдьё стремится выйти за рамки этой ложной альтернативы, обнаруживая политические импликации в, казалось бы, самых отвлеченных текстах Хайдеггера. Несмотря на спорность подобного социального анализа, несомненная заслуга этой книги — в постановке вопроса о неустранимом политическом измерении мысли, которой многие профессиональные философы (в том числе и в нашей стране) всеми силами стараются избежать. «И самые непримиримые критики, отвергающие философию Хайдеггера из-за его присоединения к нацизму, и самые преданные поклонники, отделяющие его философию от причастности к нацизму, дружно не замечают, что эта философия могла быть только философской сублимацией — навязанной специфической цензурой поля философского производства — политических или этических принципов, обусловивших вступление философа в нацистскую партию».

- Бурдье П. - О телевидении и журналистике.-2002
https://vk.com/doc-123708210_442728686

Книга социолога Пьера Бурдьё (1930—2002) представляет собой критический анализ современного состояния средств массовой информации, в особенности, телевидения и прессы. Автор исследует двойственное положение журналистов как носителей «медиатической власти» и как подверженных давлению рынка и политики. В основе книги — лекции, прочитанные в Коллеж де Франс в 1995—1996 годах.

- Бурдье П.,Пассрон Ж.-К - Воспроизводство.Элементы теории системы образования.-2007

В книге двух известных французских социологов представлен теоретический синтез ряда эмпирических исследований, посвящен­ных проблемам образования, роли школы, отношениям между пре­подавателями и учащимися и отношениям внутри преподавательс­кого корпуса. Большое внимание в работе уделяется эффектам символического господства, осуществляемого со стороны домини­рующей модели культуры, проводником которой является школа и система образования в целом. В условиях реформы российской системы образования и ее сближения с европейской системой выводы французских социоло­гов становятся особенно актуальными.

- Бурдье П. и др. - Общедоступное искусство.Опыт о социальном использовании фотографии.-2003

Коллективное исследование известного французского социолога Пьера Бурдье и его коллег посвящено анализу социальных способов использования фотографии в современном обществе. Обычно фотография и занятие ею рассматривается как частное и при том интимно-личное занятие отдельных индивидов и семей. Однако, в действительности, как показывает в своем исследовании Бурдье, нет ни одного жанра повседневного искусства, которое в столь же значительной степени определялось бы социальными практиками и перспективами, как искусство фотографии. Особое внимание в работе уделяется социальным функциям, исполняемым жанром фотографии в современном обществе.

- Статьи :

- Бурдьё П. - Мужское господство
https://vk.com/doc-123708210_442728640

- Бурдье П. - Общественное мнение не существует
https://vk.com/doc-123708210_442728739

- Бурдье П. - Университетская докса и творчество
https://vk.com/doc-123708210_442729088
МЫШЛЕНИЕ | СОЗНАНИЕ | АНТРОПОЛОГИЯ
МЫШЛЕНИЕ | СОЗНАНИЕ | АНТРОПОЛОГИЯ 19 сент. 2021 в 23:19
«Таким образом, мы приходим к мысли, что отсталость в умственном, психическом, эмоциональном и человеческом плане, в том числе и в развитых странах, в настоящее время является ключевой проблемой эволюции человечества».

«Реформа мышления — ключевая антропологическая и историческая проблема. Она подразумевает ментальную революцию значительно больших масштабов, чем революция Коперника. Никогда прежде в истории человечества ответственность за мышление не оказывала на нас столь сокрушительного влияния».

«Паскаль — архетип того, кем я считаю самого себя — человек-носитель рациональности, научности, но в то же время человек-носитель сомнения, веры, мистицизма и религии. Я всегда остаюсь очень рациональным, но в то же время я борюсь против рационализации, поскольку я полагаю, что существуют пределы логики и разума; я верю в науку, полностью отдавая себе отчет в существовании пределов того, что доступно науке».

«Здоровый же вид капитализма — только кажущийся. В конце концов, лишь в течение очень короткого времени казалось, что капитализм представляет собой магическую формулу для решения всех проблем».

Эдгар Морен, «Размышление о познании»
Полностью по ссылке: https://magazines.gorky.media/vestnik/2012/33/razmyshlenie-o-poznanii.html

- Морен Э. - О сложностности. (Современная философская мысль).-2021

Книга крупнейшего французского философа и социолога с мировым именем Эдгара Морена «О сложностности» является доступным и конструктивным введением в его весьма непростой концептуальный аппарат. Согласно Морену, термин «сложностность» применим как к физическому миру и человеческой культуре, так и к способам осмысления и мира, и культуры. Морен говорит о «сложностном мышлении», ориентированном не столько на понятия, сколько на «когнитивные операторы». Такое мышление обладает уникальной способностью перемещаться между естествознанием, социологией, психологией и философией, не возвышая ни одно из этих направлений мысли. Оно идеально подходит для решения эпистемологических, этических и практических задач, формирующих проблемы нашего времени. Морен утверждает, что противоречие между разумом и интуицией не обязательно означает взаимное исключение, поскольку они являются полярностями, которые дополняют друг друга, не переставая быть антагонистическими. Одним из принципов сложностного мышления Морен считает принцип диалога. Он полагает, что напряженность, создаваемая сосуществованием противоположностей, приводит к постоянному появлению новых свойств, которые приводят к перестройке систем на более высоких уровнях сложности.
Книга рассчитана на философов, социологов, психологов, специалистов в области естествознания и всех, кто интересуется современным положением дел в мире.

- Морен Э. - Метод. Природа Природы.-2005
https://vk.com/doc370716055_604220503 (pdf)
Автор книги - выдающийся французский философ и социолог, отстаивающий необходимость реформы мышления, радикального изменения метода познания, чтобы постигнуть сложность реального мира, приблизиться к раскрытию глубинной тайны вещей. В настоящем издании с позиции общей теории систем и современной теории самоорганизации излагаются оригинальные воззрения автора на природу сложных формообразований и человека, процессы жизни и познания, развитие человечества.

... Речь шла о необходимости реформы самих принципов нашего познания, реформы, которая затрагивает естественные и гуманитарные науки, политику и даже нашу повседневную умственную жизнь.
Как поясняет Морен [«Мои демоны», с. 321], «Метод» интегрировал
в себе четыре основные интеллектуальные течения, которые влились в
него как бы со всех сторон горизонта:
— философская традиция диалогического соединения
противоположностей, которая родилась на Западе вместе с идеями Гераклита Эфесского, была продолжена Николаем Кузанским, Паскалем, Гегелем, Марксом, Адорно, Юнгом и развивалась в научном плане Бором,
Гёделем, Люпаско;
— «три теории» (теория информации, кибернетика, теория систем)
наряду с теориями самоорганизации и самопроизводства (фон Фёр-
стер, Матурана, Атлан);
— философские размышления о природе науки (Гуссерль, Хайдеггер);
— эпистемологическая рефлексия над первой научной революцией XX
века, вызванной вторжением неопределенности (беспорядка, инде-
терминации, случайности, хаоса); к ней была добавлена рефлексия
над второй, продолжающейся и ныне научной революцией, в ходе
которой изучение раздробленных по разным дисциплинам объектов
и явлений было заменено исследованием единой природы
системных реальностей (в космологии, экологии, науках о Земле, науках
о человеке).

- Морен Э. - К пропасти?-2011

Эта книга представляет собой синтез творчества Эдгара Морена. В неизбежности катастрофы, по мнению автора, кроется шанс на спасение. Хаос, в котором человечество рискует потонуть, является своего рода выходом в положительную обратную связь feed-back positif возрождения и преобразования. Гусеница умирает в коконе, чтобы стать прекрасной бабочкой - разрушение может быть предварительным актом преобразования.

СТАТЬИ:

- Князева Е.Н. - Идея эмерджентной эволюции в воззрениях Э. Морена, И. Стенгерс и Ж. де Роснэ.-2011

В статье развивается представление об эмерджентной эволюции и анализируется тот вклад, который внесли в его разработку видные французские ученые Эдгар Морен, Изабель Стенгерс и Жоэль де Роснэ. Это представление является одним из ключевых в современном универсальном (глобальном) эволюционизме и теории сложных саморазвивающихся систем. До сих пор не прояснены все смыслы понятия «эмерджентность», что автор статьи и пытается осуществить в рамках своей работы.

_____________________________
Эдгар Морен (р. 1921) — признанный международный авторитет в
разработке общей теории систем и принципов познания сложного. В
энциклопедии, изданной Международным обществом по исследованию сложных систем в 1997 г.1, его имя названо в числе 30 наиболее выдающихся ученых в этой области, наряду с Грегори Бейтсоном, Людвигом фон Берталанфи, Стаффордом Биром, Франсиско Варелой, Норбертом Винером, Эрвином Ласло, Магоро Маруямой, Умберто Матураной, Уороеном МакКаллохом, Гордоном Паском, Ильей Пригожиным, Гербертом Саймоном, Хайнцем фон Фёрстером, Клодом Шенноном, У. Росс Эшби.


В 1972 г. организационные и научно-теоретические усилия
Эдгара Морена при поддержке известного ученого, лауреата Нобелевской премии по биологии Жака Моно A910-1978) был создан Королевский центр по изучению науки о человеке. В 1978 г. он был преобразован в Центр трансдисциплинарных исследований (социология, антропология, история) (Centre d’Etudes Transdisciplinaires (Sociologie, Anthropologie, Histoire), CETSAH) при Национальном центре научных исследований iCNRS) в Париже, и Эдгар Морен был его бессменным директором до 1993 г. CETSAH существует до сих пор, а Морен остается его почетным директором.

Эдгар Морен - президент Ассоциации сложного мышления (Association pour la pensee complexe), созданной во Франции, но развёртывающей ныне свою деятельность в широкой международной сети учёных. Начав свою научную карьеру как социолог, изучающий первоначально феномен кино в социологическом плане, Эдгар Морен естественным образом перешёл к рассмотрению самых общих философских вопросов перестройки мышления и языка, что, по его убеждению, должно позволить человеку лучше понять тот сложный и неопределённый мир, в котором мы живём. При этом он раскрыл себя как оригинальный мыслитель и плодовитый писатель, выработавший свой особый, сочный и метафорический язык. Почётный профессор многих университетов мира, он главным образом известен как родоначальник, разработчик и активный приверженец «сложного мышления». Решительно отказываясь от разделения знания на обособленные дисциплинарные области, он призывает навести мосты и воссоздать связи между различными областями дисциплинарного знания, понимать знания в их контексте и в совокупности, когда, собственно, они и обретают свой подлинный смысл. Его имя широко известно в международном научном сообществе, в особенности в Италии, Португалии, Испании, Латинской Америке, в странах Азии. Эдгар Морен - автор около 50 книг, среди которых сочинения как философского характера, так и труды, в которых рассматриваются фундаментальные проблемы антропологии и социологии, основные направления реформы образования, вопросы политики и истории XX века, а также сочинения автобиографического и мемуарного характера. Но главный труд его жизни - это, безусловно, «Метод» (1977-2001), который включает в себя на сегодняшний день пять томов». Сочинения Морена переведены на многие языки мира и изданы в странах.

_____
Для Э. Морена как мыслителя, пришедшего к философскому
осмыслению сложности из социологии, немаловажное значение имели также литературные источники. В то время как наука и абстрактная
философия, как правило, игнорируют индивидуальное, единичное, конкретное, историческое, литература, особенно в наилучших образцах
классического русского и французского романов — в романах Достоевского и Толстого, Бальзака и Пруста, раскрывала человеческую сложность в ее
живой плоти и во всей глубине раздирающего ее духа противоречия.
«В современную эпоху, в XX веке, — отмечает Э. Морен, — сложное
мышление развивалось как бы в промежутках между дисциплинарными
областями, начиная с мыслителей математиков и кибернетиков (Винер,
фон Нейман, фон Фёрстер), физико-химиков (Пригожий), биофизиков
(Атлан), философов (Касториадис)». ....
МЫШЛЕНИЕ | СОЗНАНИЕ | АНТРОПОЛОГИЯ
МЫШЛЕНИЕ | СОЗНАНИЕ | АНТРОПОЛОГИЯ 21 мая 2021 в 21:09
Рынки, свободное предпринимательство, частное предпринимательство и капитализм для бедных, а государственная защита и социализм для богатых: версия Ноама Хомского

«Перспективы достойного и долгосрочного выживания человеческого рода далеко не радужные, если конечно же не начать процесс значимых перемен»

Лингвист Ноам Хомский также подверг критике применение принципов свободного рынка. Он утверждает, что богатые используют риторику свободного рынка, чтобы навязать больший экономический риск низшим классам, в то время как сами они изолированы от суровых условий рынка преимуществами богатства. Он заметил: «свободный рынок — это социализм для богатых: [свободные] рынки для бедных и государственная защита для богатых». Также Ноам Хомский заявил, что богатые и влиятельные «хотят иметь возможность управлять государством-няней», так что «когда они окажутся в беде, налогоплательщик выручит их», приводя в качестве примера «слишком большой, чтобы потерпеть неудачу».

«Другие исследования показали, что большинство населения – та его часть, что находится на «минусовом» конце шкалы достатка, – исключено из политической системы, а избранные ими официальные представители игнорируют мнения и позиции выборщиков, в то время как крохотная прослойка на самом верху обладает огромным влиянием. Причем это наблюдается в течение длительного времени, и размер фонда избирательной кампании самым замечательным образом может предсказать политический выбор».

«Режим строжайшей экономии Греции навязали с заявленной целью сократить долг страны, хотя в действительности ее долг по отношению к ВВП только вырос, в то время как общественное пространство пошло трещинами, а сама страна выступила в роли воронки, через которую французские и немецкие банки, любители рискованных займов, получили финансовые вливания, спасшие их от банкротства».

«В Германии стенания Тило Сарррацина по поводу того, что иммигранты разрушают страну, потянули на целую книгу «Германия: самоликвидация» Тило Саррацин , которая тут же стала бестселлером. Ангела Меркель, хоть и осудила этот труд, все же признала, что политика мультикультурализма «окончательно провалилась»: турки, приезжающие в страну заниматься грязной работой, отказываются превращаться в белокурых и голубоглазых истинных арийцев».

В 2006 г. Хомский утверждал, что "главной аксиомой в политике США на Ближнем Востоке было и остается установление контроля над энергетическими ресурсами". Противником США, по его мнению, "становится любой, кто бросает им вызов и не соглашается с гегемонией Америки: сегодня - это Иран, Сирия, Венесуэла и ряд других государств".
Говоря в 2000 г. о политике Международного валютного фонда и Всемирного банка, Хомский отмечал, что они не пытаются бороться с бедностью и стабилизировать национальные валюты, что предписано их же уставами, а помогают богатым странам и владельцам крупных капиталов стать еще богаче. По его словам, эта политика делает выплату бедными странами своих долгов практически невозможной.
В 2011 г. в интервью норвежской газете левого толка "Классекампен" Хомский заявлял, что финансовая элита США стоит на пути к захвату власти и установлению контроля над гражданским обществом: "В США происходит реальная смена власти. От госсектора она переходит к частным финансовым институтам. Выросла прослойка сверхбогатых, состоящая из глав банков и инвестиционных компаний. Это яркий пример того, что называется плутократией. Все остальные для них - это глобальная рабочая сила". Он также критически оценивал уровень демократии в современных США: "Невозможно говорить о демократии в стране, где лишь небольшая часть населения контролирует экономические ресурсы".
В 2013 г. в ответ на просьбу прокомментировать решение президента США Барака Обамы получить санкцию Конгресса на использование военной силы против Сирии Хомский заявил американскому интернет-изданию "Хаффингтон пост", что военная операция против Сирии без санкции ООН будет военным преступлением, даже если ее проведение поддержат американские законодатели. Он также отметил, что на внешнеполитической арене США продолжают играть роль "мирового полицейского".

“Человеческому роду, может быть, около 100 тысяч лет, и он в настоящее время переживает уникальный момент в своей истории. Этот род находится сейчас в положении, в котором ему очень скоро, в течение последующих поколений, предстоит решать, будет ли этот эксперимент так называемой разумной жизни продолжаться или мы решим его уничтожить. Ученые, в подавляющем большинстве, признают, что ископаемые виды топлива необходимо оставить в земле, чтобы у наших внуков были достойные перспективы. Но институциональные структуры нашего общества давят на то, чтобы попытаться извлечь каждую каплю. Последствия изменений климата для человечества уже в ближайшем будущем будут катастрофическими, и мы мчимся к этой пропасти”.

- Хомский Н. - Кто правит миром?-2019

Книга Ноама Хомского "Кто правит миром?" - крайне значимый для XXI века труд, призванный встрясти мир и пошатнуть всеобщее спокойствие, добравшись до самых основ современного мироустройства. Анализ Хомского текущих процессов во внешней политике сосредоточен на фактах, течениях и политических дискурсах, которые, как правило, выпадают из пространства общественного мнения и остаются в тени.
В книге рассматриваются "Настоящие правители" ХХI века и их влияние на современность и будущее человечества. Прежде всего, речь идёт об Америке, ее становлении сверхдержавой и сбоях системы, преступлениях, внешних и внутренних друзьях и врагах.

Пять причин прочитать:
01. Книга, по которой будут изучать историю начала XXI века.
02. «Хомский — главный интеллектуал современности», — The New York Times
03. Ключевые достижения и преступления сильных мира сего.
04. Все что нужно знать о современной геополитике и мироустройстве.
05. Must have для всех, кто обеспокоен настоящим и будущим.

- Хомский Н. - Оптимизм вопреки отчаянию.-2018

Эта книга - сборник интервью выдающегося американского лингвиста, политического философа и публициста Ноама Хомского. В беседах поднимаются самые острые вопросы мировой политики последних нескольких лет, включая миграционный кризис, борьбу с терроризмом, проблемы Евросоюза, дефекты избирательной системы в США и т. д. Острый ум и проницательность автора принесли ему мировое признание и репутацию одного из самых влиятельных интеллектуалов современности.

- Хомский Н. - Как устроен мир. (Политика).-2014
https://vk.com/doc370716055_602032063 (pdf)
https://disk.yandex.ru/d/9obaj3bUUytR1A (zip-архив на Яндекс. Диск: fb2, epub)
Ноам Хомский - всемирно известный американский лингвист, оказавший огромное влияние на развитие науки о языке, публицист, психолог, преподаватель Массачусетского технологического института.
Свободного рынка не существует, поскольку мировую экономику захватили корпорации - зависящие от субсидий государства.
Внешняя политика США нацелена прежде всего на изменение окружающего мира в их собственных интересах. Они используют военные и финансовые средства даже в тех регионах, где у них нет особых экономических интересов.
Внутренняя политика США направлена на удержание в повиновении населения и на перераспределение доходов в пользу крупных частных собственников.
Ноам Хомский - известный своими леворадикальными взглядами публицист и ярый критик политической и экономической систем США - доказывает это на конкретных примерах. С ним многие не согласны. Чью сторону принять - решать читателю.
"Если судить по энергии, размаху, новизне и влиянию его идей, Ноам Хомский - возможно, самый значительный из живущих сегодня интеллектуалов".
"Нью-Йорк таймс"

- Хомский Н. - Государство будущего.-2012
https://disk.yandex.ru/d/INpo_wdf1GSidg (zip-архив на Яндекс. Диск: pdf, fb2, epub)
Американский лингвист, публицист, философ Ноам Хомский считается одним из наиболее влиятельных из ныне живущих интеллектуалов. Ярый и последовательный критик политической тирании, анархист Хомский анализирует роль государства от его истоков до современности и обозначает векторы его будущего развития. Он считает одинаково регрессивными идеологии государственного социализма и государственного капитализма, а государство будущего связывает с развитием либертарианства как логического продолжения идей классического либерализма.

- Хомский Н. - Гегемония или борьба за выживание: Стремление США к мировому господству.-2007
https://vk.com/doc370716055_602037787 (pdf)
https://disk.yandex.ru/d/m7W6vDakZ2P0DQ (zip-архив на Яндекс. Диск: fb2, epub)
Книга Ноама Хомского "Гегемония, или Борьба за выживание", моментально ставшая бестселлером в США, наглядно показывает, как на протяжении более полувека Америка активно проводит в жизнь свою грандиозную имперскую стратегию во всем мире. Американское руководство проявило свою готовность - как во время Карибского кризиса - идти на любые риски для достижения мирового господства. Интеллектуал с мировым именем, Ноам Хомский, в данной книге исследует причины и истоки того, что привело нас на грань мировой катастрофы, что движет руководителями наших стран, когда они сознательно подвергают всех нас смертельной опасности.

- Хомский Н. - Прибыль на людях.-2014
https://vk.com/doc370716055_602036787 (pdf)
https://disk.yandex.ru/d/DeupwZfc35hrGw (zip-архив на Яндекс. Диск: fb2, epub)
Ноам Хомский - всемирно известный политический деятель, писатель и профессор лингвистики в Массачусетском технологическом университете, где он преподает с 1955 года. Хомский - автор множества книг и статей, посвященных лингвистике, политической и экономической жизни современного мира, а также международным отношениям. В своей книге `Прибыль на людях`, первое издание которой увидело свет в 1999 году, Хомский подвергает развернутой критике неолиберализм - корпоративную систему экономики и политику, развязавшую сегодня под флагом `глобализации` классовую войну против народов мира.

- Хомский Н. - Классовая война. Интервью с Дэвидом Барзамяном.-2003
https://disk.yandex.ru/d/WVCsdwLc6seBYQ (zip-архив на Яндекс. Диск: fb2, epub)
В этой книге известный американский интеллектуал и политический деятель размышляет о глубоком кризисе, надвигающемся на современные западные общества, чьи социально-экономические проблемы достигли таких масштабов, что пришло время говорить о новой "классовой войне". Опираясь в своей аргументации на обширный фактический материал, Хомский вскрывает противоречия, порождаемые нарождающимся глобальным капитализмом, и предлагает его всеобъемлющую критику.

- Хомский Н. - Будет так, как скажем мы!-2013
https://disk.yandex.ru/d/j3osln_wTu8fZQ (zip-архив на Яндекс. Диск: pdf, djvu)
https://disk.yandex.ru/d/DHLPu7j-XyIWOg (zip-архив на Яндекс. Диск: fb2, epub)
Ноам Хомский, один из ведущих интеллектуалов современности, широко известен тем, что совершил революционный переворот в науке о языке, так называемую "хомскианскую революцию". Автор более 100 книг и более 1000 статей, почетный профессор 40 университетов мира, самый цитируемый в мире автор из ныне живущих, Ноам Хомский к тому же является выдающимся политическим мыслителем и одним из самых популярных левых деятелей в мире. "Совесть Запада", автор многочисленных бестселлеров в сфере политической публицистики, Хомский широко известен своей критикой американской внешней политики, государственного капитализма, манипулирования обществом с помощью средств массовой информации. В этой книге вы сможете познакомиться с точкой зрения главного бунтаря Запада по целому ряду острейших международных проблем от Южной Америки до Ближнего Востока и, конечно, с его видением политической системы США.

- Хомский Н. - Новый военный гуманизм: уроки Косова.-2002
https://vk.com/doc370716055_602044755 (pdf)
https://disk.yandex.ru/d/ZO6pu4ieWWAMSg (zip-архив на Яндекс. Диск: fb2, epub)
Книга Ноама Хомского, впервые увидевшая свет в 1999 году, была написана по следам событий в Косове. Анализируя натовские бомбардировки Сербии автор ставит под вопрос `новый гуманизм`. Что лежит в его основе: политические интересы или гуманитарные соображения? Оправдано ли применение силы во имя высоких принципов и ценностей?
На обширном историческом материале Хомский доказывает, что Соединенные Штаты и их союзники сражаются не за справедливый мировой порядок, а за собственные экономические и геополитические интересы.

- Хомский Н. - Избранное.-2016
https://vk.com/doc370716055_602046500 (pdf)
Первое произведение Ноама Хомского было опубликовано в 1957 году. С того времени более 100 книг различной тематики вышло из-под пера величайшего интеллектуала современности, каковым Хомского окрестили большинство ведущих западных средств массовой информации. В представленной на суд читателей книге собраны ключевые отрывки из важнейших произведений автора за весь период его деятельности. Главы идут в хронологическом порядке, начиная с ранних трудов. Первая глава посвящена критике теории Б.Ф.Скиннера, самого известного психолога XX века. Две последующие короткие главы посвящены лингвистике, после чего следуют труды политические, благодаря которым Ноам Хомский и приобрел славу одного из главных критиков Соединенных Штатов Америки как на международной арене, так и в вопросах внутренней политики страны. От Вьетнама до Восточного Тимора, от Ближнего Востока до Европы - в этой книге читатель сможет ознакомиться с мнением Хомского касаемо главных конфликтов современности и его видения роли.

- Хомский Н. - Создавая будущее. Оккупации, вторжения, имперское мышление и стабильность.-2015
https://disk.yandex.ru/d/uNX6TACKZHnt4A (zip-архив на Яндекс. Диск: fb2, epub)
"Творителям истории" очень не повезло, что за их подвигами наблюдает такой человек, как Ноам Хомский - уверенный и несгибаемый интеллектуал. Я уверен, что идеи Хомского убедят читателей в том, что задачу собственного будущего предстоит решать им самим, и никому кроме них".
Джон Стикни, главный редактор The New York Times Syndicate

Книга "Создавая будущее" принадлежит перу одного из самых влиятельных мировых интеллектуалов, философу и ученому-лингвисту Ноаму Хомскому. Наблюдательный, ироничный и бесстрастный публицист, Хомский освещает самые актуальные вопросы мировой политики. Будучи убежденным антиглобалистом и противником концепции однополярного мира, автор подвергает жесткой и последовательной критике политические и военные инициативы США в самых неспокойных регионах мира: Израиле и Палестине, Северной Корее, Сомали, Ираке и Иране, а главное - в его собственной стране. Это издание - результат не только размышлений Хомского, но и дискуссий, которые он непрерывно ведет со своими оппонентами на страницах печатных и интернет-изданий, в университетских аудиториях и на публичных площадках - отсюда их острота и убедительность.

Кто автор:
Ноам Хомский - выдающийся американский ученый и философ, оказавший огромное влияние на мировую философскую и политическую мысль. Внес большой вклад в лингвистику, психологию и социальные науки. Будучи последовательным приверженцем радикальной левой идеи, он приветствует общественные движения против власти капитала, подобные "Окупай Уолл-стрит", а также выступает яростным противником и последовательным критиком внешней политики США.

- Хомский Н. - Системы власти. Беседы о глобальных демократических восстаниях и новых вызовах американской империи.-2014
https://disk.yandex.ru/d/luSg06Q8ataaxw (zip-архив на Яндекс. Диск: fb2, epub)
"Если у вас при себе молоток, то любая проблема для вас - гвоздь". С помощью провокационных обобщений и упрощений Ноам Хомский, известный лингвист, философ, общественный деятель, беспощадный критик политики США и противник глобализации, бросает вызов читателям, побуждая их мыслить активнее и в итоге заставляя по-новому взглянуть на острые проблемы современности. На чем основывается современный экономический и политический миропорядок? Каково будущее демократии в арабском мире? Что подтолкнуло Европу к экономическому кризису? Рассуждая об этом, а также о ценностях свободы, суверенитета, соблюдения прав человека, Хомский оперирует фактами, казалось бы, известными каждому из нас, но его выводы абсолютно неожиданны и потому гениальны. Нет, конечно, ментальная встряска - это не всегда приятно, но полезно ли? Безусловно
МЫШЛЕНИЕ | СОЗНАНИЕ | АНТРОПОЛОГИЯ
МЫШЛЕНИЕ | СОЗНАНИЕ | АНТРОПОЛОГИЯ 25 февр. 2021 в 12:36
«Я всегда считал Майкла Манна Максом Вебером нашего поколения. Самым очевидным основанием для этого является его главное теоретическое требование: для того чтобы понять историю прошлого и очертить контуры нашего современного мира, необходимо принимать во внимание различные источники социальной власти. Не менее важен и фантастический исторический диапазон обоих мыслителей, соединенный с поразительной способностью воспринимать и сплавлять воедино огромное количество эмпирических свидетельств».
(Джон А. Холл)

- Манн М. - Власть в XXI столетии. Беседы с Джоном А. Холлом.-2014

Майкл Манн принадлежит к числу наиболее влиятельных социологов нашего времени. Его четырехтомник "Источники социальной власти", последний том которого был завершен лишь недавно, изменил наши представления о власти и переписал историю человеческих обществ. Всякий, кто интересуется пониманием того, как сформировался современный мир, как мы пришли к тому, что имеем сегодня, и куда мы, скорее всего, двинемся дальше, не может позволить себе игнорировать эту современную классику. Эта небольшая и доступная книга, представляющая собой запись бесед с британским политическим социологом Джоном Холлом, служит идеальным введением в работы и идеи одного из наиболее оригинальных социологов XXI в.
Студенты и ученые сочтут эту книгу бесценной, а простые читатели увидят в ней ясный, проницательный и мастерский обзор ключевых вызовов, с которыми мы столкнемся в ближайшие годы и десятилетия.

- Манн М. - Источники социальной власти в 4 т. Т.1. История власти от истоков до 1760 года н.э.-2018

Выделяя четыре источника власти в человеческих обществах (идеологический, экономический, военный и политический), этот многотомный труд прослеживает их взаимоотношения на протяжении всей истории. Предметом первого тома являются взаимоотношения указанных источников власти во времена неолита, древних ближневосточных цивилизаций, классической средиземноморской эпохи и средневековой Европы вплоть до промышленной революции в Англии. В этом томе предложены объяснения происхождения государства и социальной стратификации, городов-государств, милитаристических империй, а также постоянного взаимодействия между ними, мировых религий спасения и, наконец, особого динамизма средневековой и раннесовременной Европы. В заключительных главах представлены обобщения о природе социального развития в целом, различающихся формах социальных общностей и роли классов и классовой борьбы в истории.
В данный том включено новое предисловие с авторской оценкой влияния и наследия его труда.
Майкл Манн является почетным профессором социологии Калифорнийского университета в Лос-Анджелесе. Он автор таких книг, как «Власть в XXI столетии: беседы с Джоном А. Холлом» (2011; рус. изд.: М., 2014), Incoherent Empire (2003) и Fascists (2004). В 2006 г. его книга «Темная сторона демократии» (2004; рус. изд.: М., 2016) была удостоена премии им. Баррингтона Мура, вручаемой Американским социологическим обществом, как лучшая книга по компаративной и исторической социологии.

"Сегодняшней России в книге Манна уделено не так много внимания — в конечном итоге нельзя объять необъятное, о чем не раз предупреждает и сам автор «Источников социальной власти». Отмечая такие специфические особенности современной России, как высокий уровень социального неравенства и коррупции, клановый характер капитализма и нарушения на выборах, Манн тем не менее признает, что Россия является намного более демократической страной, чем был Советский Союз. С вполне определенной симпатией он относится и к модели многополярного мира, доминирующей в российской внешней политике. Несмотря на глобализацию, отмечает Манн в заключительной части своей эпопеи, мир по-прежнему велик и многообразен, а вероятным преемником США как гаранта миропорядка станет не другая империя, а «концерт держав»". (Николай Проценко о 4-м томе)

- Манн М. - Темная сторона демократии. Объяснение этнических чисток.-2018

Эта книга представляет новую теорию этнических чисток, основанную на их самых страшных проявлениях - геноцидах эпохи колониализма, геноциде армян, нацистском Холокосте, геноцидах в Камбодже, Югославии и Руанде, а также на более "мягких" примерах (Европа раннего Нового времени, современная Индия и Индонезия). Истребление народов представляет собой феномен Современности - темную сторону демократии. Оно происходит там, где демос (демократию) путают с этносом (этнической группой). Опасность возникает, когда два соперничающих этнонациональных движения претендуют на то, чтобы создать свои государства на одной и той же территории. Эскалация не является простым результатом действий "злых элит" или "примитивных народов". Она происходит в результате сложных процессов взаимодействия между лидерами, активистами и группами, поддерживающими этнический национализм. Понимание этих сложных процессов может способствовать выработке политики, предупреждающей этнические чистки в будущем.


Майкл Манн - профессор социологии Калифорнийского университета в Лос-Анджелесе. Он автор книг "Истоки социальной власти" (в 4 томах, Cambridge, 1986-2012) и "Фашисты" (Cambridge, 2004). В 2006 году книга М.Манна "Темная сторона демократии. Объяснение этнических чисток" была удостоена премии Barrington Moore Award, присуждаемой Американской социологической ассоциацией за лучшую книгу в области сравнительной и исторической социологии.

- Валлерстайн И.,Коллинз Р., Манн М., Дерлугьян Г., Калхун К. - Есть ли будущее у капитализма-2015

Конец капитализма был главным ожиданием XX века со всех сторон, от социалистов до консерваторов. Кто ожидал, что в 1989 г. внезапно придет конец коммунизму, а капитализм триумфально вступит в эру глобализации? Капитализм всегда как-то выходил из кризисов, и ему нет мыслимой замены. Но это лишь эмпирическое обобщение без всяких теоретических механизмов. Если пали все великие властные образования прошлого, даже Рим, то почему капитализм не падет никогда? Французская революция, Первая мировая, распад СССР стали возможны именно потому, что их не ожидали.
Пять исторических социологов излагают свои пять теорий, объясняющих, отчего может рухнуть капитализм (Валлерстайн и Коллинз), как и почему капитализм может сохраниться (Манн и Калхун), откуда взялись коммунистические режимы в России и Китае и почему они окончились столь по-разному (Дерлугьян).

Пять ведущих мировых социологов предрекают трудные времена для капитализма, которые могут завершиться его глобальным кризисом и крахом

Немногим менее полутора веков назад Карл Маркс в первом томе «Капитала», подводя итог рассуждений об истории и будущем капитализма, сделал одно из самых известных своих предсказаний о его грядущей гибели: «Монополия капитала становится оковами того способа производства, который вырос при ней и под ней. Централизация средств производства и обобществление труда достигают такого пункта, когда они становятся несовместимыми с их капиталистической оболочкой. Она взрывается. Бьет час капиталистической частной собственности. Экспроприаторов экспроприируют».

Прошло сто пятьдесят лет, а дискуссии о будущем капитализма продолжаются с разной степенью интенсивности, с каждым новым кризисом приобретая новые краски. Хотя после краха Советского Союза большей части человечества стало казаться, что капитализм победил полностью и окончательно, в последние годы он испытывает серьезные экономические и социальные потрясения и приобретает новые, угорожающие черты. На Западе падает численность и благосостояние среднего класса, угрожающе растет безработица, а социальное государство, которое расценивалось как главное достижение послевоенного капитализма, уходит в прошлое. Рынок вторгается в сферы общественной жизни, считавшиеся в социальном государстве главным общественным достоянием, доступным всем членам общества независимо от достатка: в образование, здравоохранение, культуру. На Востоке эксплуатация рабочих приобрела черты, свойственные жестокому XIX веку, когда Маркс делал свои революционные пророчества. В результате дискуссии о будущем капитализма возобновились с новой силой. Хотя есть сторонники точки зрения, что предсказание Маркса носило не научный, а идеологический характер, а каждый кризис только укрепляет капитализм, обновляя его, в результате чего он приобрел черты, принципиально отличающие его от капитализма, описанного Марксом. И новый кризис будет преодолен. Но есть и те, кто считает, что ситуация принципиально ухудшилась, и нас ожидает дальнейшее усугубление экономической и социальной ситуации во всем мире, итогом которой станет главный кризис, а вместе с ним наступит и крах капитализма.

В книге, о которой идет речь, пять ведущих исторических социологов мира объединились, чтобы обсудить вопрос, есть ли будущее у капитализма. Иммануил Валлерстайн и Рэндалл Коллинз (еще в 1970-е предсказавшие крах Советского Союза) обосновывают вторую точку зрения; Майкл Манн и Крэг Калхун — первую. А Георгий Дерлугьян на примере СССР анализирует причины краха первой попытки создать альтернативу капитализму. Но все они сходятся в том, что весь мир ждут нелегкие времена всеобщего кризиса капитализма: «Все мы так или иначе согласны, что сегодня в мире накапливаются причины для кризиса именно структурного, т. е. неразрешимого в пределах стандартных политических и инвестиционных решений наших дней».

Объясняя причины своего обращения к этой теме, авторы в коллективном предисловии, в частности, отмечают, что их страшит «не столько будущее — оно может оказаться разным в зависимости от наших коллективных действий. Нас более тревожит то, что за два с лишним десятилетия, минувшие с окончания холодной войны, стало немодно и даже неловко обсуждать планы возможного будущего мира и тем более перспективы капитализма».

______________________
Статьи:
01. Карасев Д.Ю. - Историческая социология власти Майкла Манна.-2016

Майкл Манн — один из ведущих современных исторических макросоциологов. Согласно его теории источников социальной власти, общества являются не структурированными и унитарными системами, а нежесткими композитами из накладывающихся, пересекающихся и несовпадающих сетей власти. Власть — это универсальное средство для достижения любых человеческих целей путем овладения окружающей средой.
Власть не сводится к ее эксплуататорскому аспекту, сотрудничество
позволяет увеличить коллективную власть над третьей стороной или
над природой. Выделяются четыре измерения власти: авторитетность,
диффузность, интенсивность, экстенсивность, характеризующие централизованную / децентрализованную природу субъекта власти, широту / глубину воздействия власти. Четырьмя источниками власти выступают: идеологические, экономические, военные и политические отношения кооперации или конфликта между людьми. На протяжении истории происходит развитие социальной власти (возможностей) человечества.
Это развитие носит не эволюционный, а «интерстициальный характер», который обусловлен несовпадением сетей власти, несовершенством перехода человеческих целей в организационные средства, непреднамеренными последствиями социального действия, историческими случайностями.
Одной из центральных тем исторической социологии Манна выступает
исторический рост мощи и трансформация государств, а также влияние, оказываемое этим процессом на все прочие организации власти.
В обмен на рост возможностей цивилизация и государство запирают
прежде подвижное население в «клетку». Возникновение первых государств связано с аккумуляцией, централизацией и защитой ресурсов ирригационного земледелия и торговли поблизости. Последующая диалектика древних империй «принудительной кооперации» и «цивилизаций с множеством акторов власти» развивает экстенсивную и интенсивную власть государств, соответственно. Транснациональная идеология мировых религий (в частности христианство) привносит нормативное регулирование в геополитические отношения между феодальными государствами. Возросшая сплоченность правящих классов и «военная революция», увеличившая потребности в экономических и людских ресурсах,
толкают государства к проникновению вглубь гражданского общества,
т. е. повышают его «инфраструктурную власть» ценой ослабления
«деспотической власти» и относительной автономии.

02. Карасев Д.Ю. - Неовеберианская теория глобализации Майкла Манна. Фиксируем тенденцию.-2018

В статье представлен анализ неовеберианской историко-социологической теории глобализаций Майкла Манна. Согласно ей, «глобализация» это собирательный термин для обозначения многопоточных и полиморфных процессов растягивания по всему миру ряда пересекающихся, частично совпадающих и частично автономных сетей идеологической, экономической, военной и политической власти. Социолог подвергает критике как теории, преувеличивающие значение и историческую беспрецедентность современной глобализации, теории, изображающие её сингулярным процессом с единой логикой и телеологией, так и теории, постулирующие обратное: полное отсутствие всякой новизны или логики. Исторически современная глобализация изображается следствием заморской имперской экспансии раннего Нового времени. Дальнейшая динамика этого процесса определялась тем, что некогерентное сочетание четырёх источников власти в форме полуглобальных империй при благоприятных условиях вело к смягчению форм империализма, а при неблагоприятных – к «полуглобальным» кризисам, в особенности двум мировым войнам и Великой депрессии. Вместе с тем даже эти кризисы не были моментами деглобализации. Напротив, как доказывает Манн, они были её переходными этапами, в ходе которых происходила смена «передового фронта» глобализации, глобального гегемона, а также ослабление её либеральной идеологии. Примечательным представляется инсайт о том, что многие из инфраструктурных решений, до недавних пор считавшихся инновациями современной глобализации конца XX – начала XXI века, на поверку оказались усовершенствованными вариантами организационных решений, разработанных и впервые опробованных империями в конце XIX – начале XX столетия. Решающую роль в структурировании современного мира играют глобализация капитализма, национального государства и последняя из глобальных империй – США. Внутренняя некогерентность американской империи способствовала непреднамеренному смягчению её форм на протяжении второй половины XX столетия, однако на пороге XXI века, перед лицом глобальных кризисов (неолиберальной рецессии 2008 г. и экологического кризиса), обозначилось военное и финансовое ужесточение американской гегемонии, которые, судя по историческим аналогиям, со временем приведут её к упадку. Ответом может стать не только позитивная глобализация, усиливающая транснациональную взаимосвязанность, но и «отрицательная глобализация», фрагментирующая мир, глобализация фрагментов мира, наподобие той, что имела место в начале XX века.
МЫШЛЕНИЕ | СОЗНАНИЕ | АНТРОПОЛОГИЯ
МЫШЛЕНИЕ | СОЗНАНИЕ | АНТРОПОЛОГИЯ 17 февр. 2021 в 18:53
Подборка книг для ознакомления с современной социальной теорией (тексты): по рекомендации коллег-экспертов из паблика (non)human https://vk.com/non.human

01. Латур Б. - Пересборка социального. Введение в акторно-сетевую теорию.-2014

В этой книге выдающийся французский социолог Бруно Латур бросает вызов нашему пониманию общества и «социального». Он показывает, почему социальное не может мыслиться как разновидность материала или как некая сфера, и ставит под сомнение сам проект «социального объяснения» какого-либо другого положения дел. Хотя этот более ранний проект был в прошлом продуктивен и, возможно, необходим, теперь он почти остановлен, и отчасти благодаря прогрессу социальных наук. На нынешней стадии их развития уже невозможно тщательно пересмотреть компоненты, составляющие область социального. Автор переопределяет понятие социального, возвращаясь к его первоначальному значению с тем, чтобы сделать его вновь способным прослеживать связи. Это должно позволить вернуться к традиционной цели социальных наук, но с помощью инструментов, более ей соответствующих. После проведения обширной работы по изучению «сборок» в природе, автор показывает, что именно «собирается» под сенью общества, и утверждает, что это единственный способ сохранить верность старым обязательствам социологии, этой «науки о жизни сообща». Это подход приобрел широкую известность как акторно-сетевая теория, и настоящая книга служит незаменимым введением для тех, кто стремится понять эту теорию или познакомиться с идеями одного из ее основных представителей.
Пер. с англ. И. Полонской; под ред. С. Гавриленко.

02. Ло Дж. - После метода: беспорядок и социальная наука.-2015

Критической целью Джона Ло являются методы социальных наук, ориентированные на достижение ясности и точности. В своей претензии они опираются на ставшую обыденной метафизику, которая навязывает реальности однозначность и определенность. Ло критикует эту установку, показывая, что текучесть, множественность, гетерогенность и неопределенность - не результат эпистемической ошибки, а качество самой реальности.
Особенность его критики в том, что она опирается не столько на концептуальные, сколько на эмпирические аргументы. Его интересуют исследовательские ситуации, в которых не срабатывают традиционные установки и критику осуществляют сами вещи: атеросклероз, водяной насос, система здравоохранения, разбивающиеся поезда, научная лаборатория, молитвенное собрание квакеров...
Чтобы перестать навязывать миру свои порядки и наконец прислушаться к нему самому, необходимо переизобрести методы и политики социальных наук с учетом того, что они не только позволяют описывать социальную реальность, но и участвуют в ее создании.

03. Деланда М. - Война в эпоху разумных машин.-2014

Книга американского философа, профессора Колумбийского университета Мануэля Деланды (р. 1952) посвящена истории развития военных технологий, военной теории, военного планирования и штабных игр.

Введение 6
Глава 1. Курс на столкновение 19
Толчок 42
Полет 57
Поражение 75
Тактика 88
Стратегия 125
Логистика 154
Глава 2. Бескровное переливание 182
Аппаратное обеспечение 200
Миниатюризация 213
Программное обеспечение 227
Экспертные знания 243
Глава 3. Контроль спектра 258
Фотоанализ 281
Криптоанализ 295
Интерфейс 315

04. DeLanda M. - A Thousand Years of Nonlinear History.-2000

More than a simple expository history, A Thousand Years of Nonlinear History sketches the outlines of a renewed materialist philosophy of history in the tradition of Fernand Braudel, Gilles Deleuze, and Félix Guattari, while also engaging the critical new understanding of material processes derived from the sciences of dynamics.

Following in the wake of his groundbreaking War in the Age of Intelligent Machines, Manuel De Landa presents a radical synthesis of historical development over the last one thousand years. More than a simple expository history, A Thousand Years of Nonlinear History sketches the outlines of a renewed materialist philosophy of history in the tradition of Fernand Braudel, Gilles Deleuze, and Félix Guattari, while also engaging the critical new understanding of material processes derived from the sciences of dynamics. Working against prevailing attitudes that see history as an arena of texts, discourses, ideologies, and metaphors, De Landa traces the concrete movements and interplays of matter and energy through human populations in the last millennium. De Landa attacks three domains that have given shape to human societies: economics, biology, and linguistics. In every case, what one sees is the self-directed processes of matter and energy interacting with the whim and will of human history itself to form a panoramic vision of the West free of rigid teleology and naive notions of progress, and even more important, free of any deterministic source of its urban, institutional, and technological forms. Rather, the source of all concrete forms in the West's history are shown to derive from internal morphogenetic capabilities that lie within the flow of matter-energy itself.

05. Delanda M. - A New Philosophy of Society. Assemblage Theory And Social Complexity.-2006

Manuel DeLanda is a distinguished writer, artist and philosopher. In his new book, he offers a fascinating look at how the contemporary world is characterized by an extraordinary social complexity. Since most social entities, from small communities to large nation-states, would disappear altogether if human minds ceased to exist, Delanda proposes a novel approach to social ontology that asserts the autonomy of social entities from the conceptions we have of them.