Nebaz.ru
vk.com/annenkoan Количество участников: 179
Название группы
АБАКАНСКИЙ РЕРИХОВСКИЙ ТОПОС (АRТ-Annenkoan)
Статус
Тем, кому важна подлинность
Страна
Россия
Город
Абакан
Описание
Тем, кому важна подлинность
Сайт
https://vk.link/annenkoan
Тип сообщества
Публичная страница
Тип деятельности
Группа коллег
Записи сообщества:
АБАКАНСКИЙ РЕРИХОВСКИЙ ТОПОС (АRТ-Annenkoan)
АБАКАНСКИЙ РЕРИХОВСКИЙ ТОПОС (АRТ-Annenkoan) 15 июля 2023 в 18:38
30 ЛЕТ -
журналу "Дельфис"!
Вышел юбилейный выпуск журнала "Дельфис".
Ознакомиться с содержанием журнала:
http://www.delphis.ru/journal/article/soderzhanie-zhurnala-delfis-1-113-2023

Содержание журнала «Дельфис» № 1 (113) / 2023
От редакции
2 Н. А. Тоотс. Одна Земля – одно будущее
4 Свами Вивекананда. Выступление в Парламенте Религий
5 Ю.Н. Рерих. Памяти Свами Вивекананды
6 Поздравляем с юбилеем Президента НРК И.А. Герасимову!
Держава Рерихов
7 Письма Н.К. и Е.И. Рерих из архива Музея Николая Рериха в Нью-Йорке (Продолжение)
Высокие собеседования
17 Элеонора Шамвей. Строительство Храма
Актуальные интервью
Беседы ведёт Наталия Лескова:
23 Академик О.М. Алифанов: «Мы остаемся космической державой»
29 Академик В.П. Скулачёв: «Смерть – это нечто неизбежное, но старость можно лечить, как болезнь»
Раздумья
36 Н.А. Тоотс. На Рубеже
36 Даниил Энтин. К вопросу о духовности
Грани науки
42 В.И. Рунин. Доказано ли выживание сознания после смерти?(Продолжение)
48 В.В. Вихров. Фотографии человеческих эманаций (Часть II)
Человек и время
56 Н.В. Кулакова. Позванный на служение
63 И.Ф. Малов. Учёный, философ, богослов
70 И.А. Герасимова. Революционер в науке
In memorium
75 Невосполнимая потеря
Галерея
77 На вопросы И.А. Герасимовой отвечает С.В. Кармалито: Дхокра. Небесное и земное в традиционной бронзе индийских племен
83 А.А. Филиппова. «Уникальная Россия» в третий раз распахнула свои двери
Образ Родины
86 Наталия Лескова. Мокрая вечность
Литературные страницы
90 В. Огнев. Маленький принц и великий дух пилота (Продолжение)
99 Александр Синичкин. Петербургский романс (Фрагменты поэмы)
Неоперативная хроника
103 Годовой отчёт деятельности НРК
113 Пленэр на Алтае
Нам пишут
115 Н.В. Макаренко. Первый царь Руси православной
Мир без границ
120 Р.В. Нутрихин. Святыни южного Индостана
Приобрести журнал:
http://delphisbooks.ru/delfis-113-1-2023/
АБАКАНСКИЙ РЕРИХОВСКИЙ ТОПОС (АRТ-Annenkoan)
АБАКАНСКИЙ РЕРИХОВСКИЙ ТОПОС (АRТ-Annenkoan) 14 июля 2023 в 09:37
БОЛЬШАЯ КРАСНАЯ ДАТА
в истории рериховедения
Вышел в свет первый том Полного собрания трудов Н. К. Рериха!
Поздравляем Владимира Леонидовича Мельникова и его соратников!
Дело, начатое в 2023 году, реализуется под эгидой целого ряда организаций и учреждений, среди которых:
– Санкт-Петербургский государственный академический художественный лицей имени Б. В. Иогансона при Российской академии художеств;
– Мастерская церковно-исторической живописи под руководством профессора А. К. Крылова Санкт-Петербургской академии художеств имени И. Е. Репина;
– Автономная некоммерческая организация «Центр культурных и научных проектов “АРС”» (Санкт-Петербург);
Участие первых двух институций в данном начинании обусловлено петербургскими корнями семьи Рерихов, глубоким интересом Н. К. Рериха и его супруги, Е. И. Рерих, к Санкт-Петербургу и его пригородам Павловску, Царскому Селу, Петергофу, Сестрорецку, а также Изваре и другим местностям в пределах бывшей Санкт-Петербургской губернии, их памятникам археологии и православным святыням.
Участие структур из орбиты Российской академии художеств также определяется тем, что Санкт-Петербургская академия художеств – alma mater Н. К. Рериха. Мастерская церковно-исторической живописи под руководством профессора А. К. Крылова продолжает традиции Иконописной мастерской Рисовальной школы Императорского Общества поощрения художеств, существовавшей под руководством Н. К. Рериха в 1908-1918 годах.
Учредителями третьей организации являются ученики и последователи двоюродной племянницы Е. И. Рерих Людмилы Степановны Митусовой (1910—2004) — продолжатели её дел и начинаний. По мнению Л. С. Митусовой, изучение и публикация творческого наследия Н. К. Рериха является одним из самых насущных и давно назревших дел, от пол ноты реализации которого зависят рост и процветание Новой Страны — будущей России.
Издание Полного собрания трудов Н. К. Рериха приурочено к его 150-летию, кото рое будет отмечаться во всём мире в 2024 году.
Свою поддержку и одобрение проекту выразили крупнейшие хранители рериховского наследия в мире, среди которых сотрудники следующих учреждений и обществ:
– Музея-усадьбы Николая Рериха в Изваре (Ленинградская область);
– Музея Николая Рериха в Нью-Йорке;
– Санкт-Петербургского государственного музея-института семьи Рерихов;
– Филиала Государственного музея Востока «Музей Рерихов» (Москва);
– Государственной Третьяковской галереи (Москва);
– Государственного Русского музея (Санкт-Петербург);
– Государственного Эрмитажа (Санкт-Петербург);
– Сибирского Рериховского общества (Новосибирск);
– Латвийского Общества Рериха (Рига);
– Литовского Общества Рериха (Вильнюс);
– Международной организации «Звёзды Гор» (Республика Алтай).
Цель издания — максимально полная публикация на русском языке письменных трудов великого русского художника и мыслителя Н. К. Рериха.
Издание состоит из трёх серий.
Первая — «белая» — серия включает все прижизненные издания отдельных книг Н. К. Рериха и подготовленных им и членами его семьи сборников трудов, так и не увидевших свет при его жизни. В серию входят, кроме больших авторских сборников, лекции и оттиски научных и научно-популярных статей, изданные при жизни Н. К. Рериха отдельными брошюрами, а также переведённые на русский язык книги, подготовленные Н. К. Рерихом на других языках.
Вторая — «синяя» — серия объединяет рукописные и уникальные печатные тексты Н. К. Рериха, составленные в тома по принципу места хранения. В ней запланированы сбор ники по крупным хранилищам его рукописей. Сюда же включены смежные труды Н. К. Рериха с большим письменным наполнением: иллюстрированные путевые альбомы, авторские списки художественных произведений и другие труды, хранящиеся в одном конкретном месте.
Третья — «красная» — серия представляет тематические тома, собранные по сферам профессиональных интересов Н. К. Рериха и основным биографическим этапам его жизни и творчества. Здесь же планируется регулярно публиковать справочные тома к ранее вышедшим сборникам трудов Н. К. Рериха всех серий.
АБАКАНСКИЙ РЕРИХОВСКИЙ ТОПОС (АRТ-Annenkoan)
АБАКАНСКИЙ РЕРИХОВСКИЙ ТОПОС (АRТ-Annenkoan) 28 июня 2023 в 17:20
РЕСТАВРАЦИЯ
В реставрационных мастерских Третьяковской галереи начинается реставрация гигантского занавеса к дягилевской постановке "Князя Игоря", конкретно к "Половецким пляскам" (...улетай на крыльях ветра, вот это всё, наверняка знаете). Работы Рериха, 1909 год. Театральный задник гигантский, 23х10 метров.
https://shakko.ru/1905034.html?from=sds
АБАКАНСКИЙ РЕРИХОВСКИЙ ТОПОС (АRТ-Annenkoan)
АБАКАНСКИЙ РЕРИХОВСКИЙ ТОПОС (АRТ-Annenkoan) 10 июня 2023 в 12:08
"БЫЛ В ХАКАСИИ - ЭТО РЕРИХ,
красота несказанная. Прямо слов нет!».
В своей книге «Россия распятая» выдающийся художник Илья Глазунов приводит строки из юношеского дневника 1955 года: «Сибирь – это сказочный край, удивительный край! Могучий, дикий и русский. Я очарован им, людьми и всем, что вижу здесь. Был в Хакасии – это Рерих, красота несказанная. Прямо слов нет!».
АБАКАНСКИЙ РЕРИХОВСКИЙ ТОПОС (АRТ-Annenkoan)
АБАКАНСКИЙ РЕРИХОВСКИЙ ТОПОС (АRТ-Annenkoan) 19 мая 2023 в 08:25
РЕРИХ И ЕГО МИФЫ
При подготовке сборника «Посох Рериха» (М.: Издательство АСТ, 1922) я существенно добавил текст в исследование «Рерих и его предки. История одной легенды» (Абакан: Бригантина, 2014).
В результате работа получила название «Рерих и его мифы» и опубликована в «Посохе Рериха» на стр. 60-98.
Рерих и его мифы
Алексей Анненко
«Биографы и исследователи всегда
должны “поправлять” своих героев…
В обширном “хозяйстве” Рериха
многое следует уточнить…»

П. Ф. Беликов (24 февраля 1978 г.)

Рерих… Эту фамилию прославил человек, земная жизнь которого началась в Санкт-Петербурге, завершилась на погребальном костре у подножия Гималаев, но искры его духа зажигают сердца и греют нас до сих пор. Не иссякает поток литературы о Николае Константиновиче Рерихе, не прекращаются споры по тем или иным периодам и событиям его биографии. И это лучшее свидетельство, что он не забыт, его творческое наследие востребовано, а подвиг жизни служит примером для новых поколений.
В непреходящем интересе к его личности выделяются разные направления. Рерихология – научный подход к изучению жизнедеятельности великого художника, путешественника, мыслителя-гуманиста1. И рерихословие – попытки представителей обывательско-научного знания увести исследовательские проблемы в сферу идеологической «защиты» фигуры Рериха от «умаления». Нельзя не отметить, что первое направление определяет критический анализ авторитетных источников, а второе имеет религиозный оттенок догматичности и контрпродуктивно при объективном решении тех или иных вопросов. Не избежала такого влияния и тема, определившая задачу данного исследования. До сих пор литература о Рерихе испытывает влияние тех мифов, тех шифров, которыми он и его окружение сопровождали реальные действия.

«Я ПУСТИЛ ИМ ТАКОГО РОРИХА ПЕРВОГО…»

К настоящему времени еще остается распространенным «отлитое в граните» клише по поводу родословной Н. К. Рериха. Наиболее популярными стали хрестоматийные строки из книги П. Ф. Беликова и В. П. Князевой «Рерих», изданной в 1972 году в серии «Жизнь замечательных людей»: «Древний скандинавский род Рерихов обосновался в России при Петре I и дал ей немало государственных и военных деятелей…». В новейшем исполнении: «… Отец Константин Федорович Рерих – юрист, нотариус окружного суда, шведские предки которого жили в России с начала XVIII века…» (в каталоге к выставке Н. К. Рериха в Русском музее в 2014 году); «Предки Н.К. Рериха по отцовской линии принадлежали к древнему скандинавскому роду и переселились в Россию в начале XVIII века» (на сайте Санкт-Петербургского государственного Музея-института семьи Рерихов)2.
Только в последние годы появились серьезные документальные исследования, опровергающие это клише, и показывающие реальную ситуацию3. Заглянем на последнюю страницу возможного нового «рериховского учебника», свободного от мифотворчества, где были бы приведены ответы на разные вопросы. Например, на этот: «Кто были предки Николая Рериха?».
Кратко ответ заключается в следующем.
Предками Николая Рериха по матери были псковские купцы из старинного города Остров, по отцовской линии – вольные люди, ремесленники, бюргеры из прибалтийских немцев.
Хотя фамилия «Roerich» (и её варианты) известна с давних времен, до грани XVIII-XIX веков документально ничего неизвестно о родословной линии, непосредственно ведущей к художнику. Всерьез можно говорить о таковой, начиная с конца XVIII века, с его прадеда – портного Иоганна Рериха. Дед художника – Фридрих Рерих – служил управляющим в имении Иоганна фон дер Роппа, был арендатором имений, затем поступил на гражданскую службу делопроизводителем в Лифляндской контрольной палате в Риге и ушел в отставку в чине губернского секретаря (соответствует пехотному подпоручику).
Ни прадед, ни дед не принадлежали к дворянскому сословию. Отец – К. Ф. Рерих – весьма достойный человек и уважаемый санкт-петербургский нотариус, по общественному положению занимал место между купечеством и разночинцами (интеллигенцией).
В истории России неизвестны выдающиеся государственные и военные деятели по фамилии «Рерих». Первым, кто прославил фамилию, стал великий художник, писатель, путешественник, мыслитель-гуманист Н. К. Рерих.
Давайте посмотрим, как появились утверждения биографов Н. К. Рериха, которые пишут о древнем и знатном роде Рерихов. Они имели свою историю.
Сам Н. К. Рерих, в отличие от своей супруги Е. И. Рерих, в роду которой по материнской линии были Голенищевы-Кутузовы, Мусоргские, Шаховские, не оставил после себя отдельного изложения генеалогических сведений о своих предках. В огромном литературном наследии художника мы находим лишь несколько кратких, случайных упоминаний о своей родословной. На это были вполне понятные причины. Даже об отце он знал только самые внешние факты его жизни. «Что мы знали об отце?», – задавался он вопросом на склоне лет. И отвечал: «Мало, что знали». Он также однажды посетовал: «Жаль, что отец не оставил записей»4. Достоверных фактов, что в Риге внук виделся с дедом Фридрихом Рерихом не имеется, есть косвенное указание на возможную встречу в середине 1880-х годов5.
В то же время для любого представителя древнего рода в России, помимо семейных документов, не составляло труда найти подтверждение происхождения в специальных книгах о дворянских родах, в том числе и пришедших в Россию извне (например, род баронов фон дер Ропп, сыгравших определенную роль в судьбе К. Ф. Рериха, документально известен с ХIII века, 17 октября 1620 года внесен в матрикул Курляндского дворянства и в V часть родословной книги Новгородской и Санкт-Петербургской губерний). Бывали случаи, когда такие записи приходилось восстанавливать. Так произошло, например, с представителями шведского дворянского рода Таубе, один из представителей которого – М. А. Таубе – сотрудничал с Н. К. Рерихом6. Но род Рерихов не значится ни в «Российской родословной книге» П. В. Долгорукова, ни в «Русской родословной книге» А. Б. Лобанова-Ростовского, ни в «Родословном сборнике русских дворянских фамилий» В. В. Руммеля и В. В. Голубцова.
Рерих пробел восполнял другим путем, полагаясь на собственные изыскания и воображение. С ранних лет в литературных и художественных опытах Николая Рериха появляется варяжская тема.
Особенное значение придавалось сходству фамилии «Рерих» с именем легендарного основателя российской государственности – Рюрика.
Самым серьезным образом он изучал материалы, связанные с Рёриком (Рориком, Рорихом) Ютландским из династии Скьёльдунгов, жившим в IX веке и отождествляемым некоторыми историками с Рюриком Новгородским. Читая скандинавские саги, занимаясь археологическими раскопками, изучая летописные сведения о варягах и славянах, его художественная натура рисовала живописные подробности, связывая древность и современность. Можно сказать, что юный Николай Рерих был предтечей наших современников, увлекающихся «ролевыми играми», или иначе – «исторической реконструкцией». В его мастерской висели шкуры животных и хранились предметы прошлых эпох, по его эскизам ковали мечи, изготавливали предметы быта, шили одежду исторических и легендарных персонажей, в которой он фотографировался. В начале 1890-х годов в его творчестве появился рисунок «Герб семьи Рерихов» – точная копия герба рода Рореров из гербовника Зибмахера. Художник обладал талантом «оживотворять» историческое прошлое, использовать легенды и мифы в своем творчестве и реальной жизни.
Первое упоминание о том, как он с блеском проявил свои знания по этому вопросу, мы находим в известном эпизоде знакомства Николая Рериха со своей будущей женой в имении её сводного дяди, князя Путятина (из рода Рюриковичей), летом 1899 года. «Е[лена] И[вановна Рерих] говорит, - записала в своем “Дневнике” З. Г. Фосдик, – что он расположил их к себе тем, что дипломатично и тонко завёл разговор о старине своей фамилии Рерих и своего рода, а вся семья Путятиных увлекалась старинными родословными»7.
Однако, когда знакомство стало более близким, семья Елены всячески противилась неравному браку. Молодым с трудом удалось преодолеть сословные препоны и впоследствии явить миру больше, чем любовь и образец семейного благополучия.
Известный деятель искусств в России в начале ХХ века князь Сергей Щербатов, организовавший (вместе с фон Мекком) персональную выставку картин Рериха в 1903 году, вспоминал потом, как собрат по живописи «довольно прозрачно намекал, что его фамилия Рерих связана с именем "Рюрик"»8. «Как – оставалось не вполне понятным», – добавлял князь, подлинный потомок одной из ветвей Рюриковичей, чей род значился в «Бархатной книге», изданной Н. И. Новиковым под названием «Родословная книга князей и дворян российских и выезжих».
На этот вопрос «Как?» частично отвечает фрагмент из письма Н. К. Рериха жене в 1911 году. Находясь на отдыхе и лечении в Германии, он встретил здесь знакомых по Петербургу, художников А. Ф. и Л. Н. Гаушей. Однажды за обеденным столом «Гауши рассказывали, что их grand-oncle [двоюродный дедушка] – барон фон Гауф, что их фамилия только испорчена; тогда я пустил им такого Рориха Первого и всех скиольдунгов, что даже они присмирели…»9.
[...]
Здесь публикую добавленную часть в ПДФ. Полностью в эл. виде см. на моей странице в «Прозе.ru»: https://proza.ru/2014/11/24/998