Краткая история. От древних времен до наших дней сегодня в 02:33
«Развернув машину, я ринулся в погоню. Закусив до крови губу...» "Крылатый" воин Алексей Алелюхин
Он был рождён для неба. Знаменитый советский лётчик Алексей Алелюхин принадлежал к тем самым советским асам, которые ни разу не были сбиты в воздушном бою. При этом немногие немецкие самолёты сумели спастись от атак Алелюхина. Знакомясь с его биографией, отмечает сразу два удивительных факта.
Во-первых, он воевал с первого до последнего дня Великой Отечественной войны. Во-вторых, Алелюхин стал дважды Героем Советского Союза. причём промежуток между награждениями составил всего пару месяцев. Что же известно об этом «крылатом» бойце? и за что он получил высочайшую награду?
Первый шаг к мечте
В 1920 году в селе Кесова Гора в семье местного железнодорожника родился мальчик, которого назвали Алексеем. Уже в детстве знакомые семьи отмечали, что паренёк «из толковых». Алёша был смекалистым, сообразительным, не по годам серьёзным и очень ответственным. Окончив школу-семилетку в родном селе, Алексей решил отправиться в Москву.
Он быстро освоился в столице, а вскоре уже работал на фабрике канцелярских товаров. Но, как мне кажется. Москву он полюбил за то, что она дала возможность раскрыться его таланту. Именно там, в большом городе, он поступил в планёрную школу, где совершил свои первые полёты. Алелюхин с ранних лет мечтал стать лётчиком, и теперь эта мечта становилась ближе с каждым днём.
Когда Алексея в 1938 году призвали в Красную Армию, радости парня не было предела. Разумеется, определили Алелюхина в авиацию. Он успешно окончил Борисоглебскую военную авиационную школу, а через два года уже принимал участие в походе красноармейцев в Бессарабию. Когда началась Великая Отечественная война, Алексей по-прежнему был «в строю». Он воевал с первого дня противостояния с гитлеровскими захватчиками.
Талант и немного удачи
В первые годы войны бои были кровопролитными и жестокими – многие лётчики понимали, что, возможно, последний раз поднимаются в небо. Но Алелюхин, как и его товарищи 69-го истребительного авиационного полка, никогда не падал духом. Напротив, каждый вылет был возможностью доказать самому себе, что чего-то стоишь.
Уже в первых столкновениях с немцами в воздухе Алексей проявил себя как невероятно удачливы и талантливый лётчик. Он сумел подбить несколько вражеских самолётов, после чего те решили отступить. Алелюхин, преследовавший врага, не сразу заметил, что мотор самолёта заглох:
«Развернув машину, я ринулся в погоню. Закусив до крови губу, я выжимал из мотора все, однако отставал все больше и больше. А когда немцы скрылись в плотной облачности, я бросил взгляд на бензоуказатель и обомлел: стрелка стояла около нуля».
Летчики 69-го истребительного авиаполка, отличившиеся в боях за оборону Одессы.: Лейтенант Алелюхин Алексей Васильевич второй с лева. Кировабад (Гянджа), Азербайджанская ССР, СССР, февраль-март 1942 года.
Требовалось невероятное мастерство, чтобы посадить самолёт с неработающим двигателем на аэродром, но Алексей сумел сделать это. Как выяснилось позже, в том бою над Ростовом было сбито 22 вражеских машины, причём шесть из них были результатом работы Алелюхина.
К тому времени командование уже знало о превосходных способностях лётчика, причём нередко отпускало его в небо самого, без сопровождения. Начальство было уверено в том, что Алексей справится даже с самой непростой задачей.
Не численностью, но мастерством
Доводилось Алелюхину встречаться в небе и с известными немецкими асами, но те не выдерживали мошной атаки советского лётчика, а потому старались скорее покинуть бой. Лето 1943 года выдалось особенно жарким для Алексея. Он участвовал в боях Донбасской наступательной операции.
Под его командованием советские лётчики атаковали целях 50 бомбардировщиков гитлеровцев, которых прикрывали истребители. Только представьте, какое огромное количество вражеских самолётов. Им противостояло всего девять советских машин. но мастерство одержало верх над численностью. Советские асы расстреляли ведущие самолёты, из-за чего был сбит весь боевой порядок, и планы немцев сорвались.
К середине осени 1943 года за плечами Алелюхина было уже более 400 боевых вылетов и 26 самолётов врага, сбитых лично. В чём же был секрет советского лётчика?
Алексей Алелюхин на истребителе Ла-7, подаренном ему трестом №41
Как признавался сам Алелюхин, «мастерство – дело наживное», всё приходило с опытом. Но. конечно. каждый ас знал, что в борьбе с противником не менее важна и удача. Она, к счастью, оказалась верной спутницей «крылатого» воина. Последняя победа Алелюхина была одержана в небе над Берлином уже в апреле 1945 года.
Но окончание войны для Алексея Алелюхина вовсе не означало завершения военной службы. Некоторое время он командовал 9-м гвардейским истребительным авиационным полком, который в послевоенные годы находился на территории Германии.
А всего через пять лет Алексею Васильевичу вновь пришлось повоевать – теперь уже как участнику корейской войны. Лишь в августе 1985 года опытнейший воин, генерал-майор Алелюхин, оставил службу. делясь воспоминаниями с молодёжью. он признавался, что свою жизнь «прожил в небе», и это было наибольшим счастьем.