С мамой вместе 8 мая 2018 в 20:08
ГОВОРИМ С ДЕТЬМИ О ВОЙНЕ...
Сегодня будет сложный, длинный, но очень нужный пост....
9 мая очень многие смотрят Парад Победы. Вместе с детьми. Это хороший повод рассказать детям про войну, поднять эту сложную, но очень важную тему.
Ведь смысл этого дня в том, чтобы история не повторилась, чтобы не было войны
Исследователи исторической памяти давно выделили «проблему четвертого поколения»: потомки, которые не застают в живых свидетелей, уже ничего не чувствуют. Можно почитать записи родителей на форумах, чтобы убедиться в этом: «Дети практически ничего не знают о войне»; «для них ВОВ − как война 1812 года − что-то далекое и двухмерное, как картинка в учебнике»; «они же за немцев в «танчики» играют».
Детский психолог Юлия Кононова считает: если мы хотим донести до ребенка, что значит война, нам нужно обращаться к тем переживаниям и смыслам, которые доступны ему.
С какого возраста можно начинать говорить с детьми о войне?
Рассказывать, отвечать на вопросы − можно уже начиная с трех-четырех лет. Даже если взять русские сказки, там герои постоянно с кем-то воюют. Вокруг нас много образов, так или иначе связанных с войной: памятники, военная техника, люди в форме. Рано или поздно вопросы возникают сами.
Буквально три дня назад я со своими детьми ходила на экскурсию на крейсер «Аврора» в Санкт-Петербурге. Детям 4 и 6 лет. Они увидели пушку и спросили: «А зачем она нужна?» е И очень важно, как о войне рассказать, чтобы и не испугать, и донести такие важные уроки человечества. На крейсере мы спустились вниз, где было несколько помещений, посвященных революции. Там были ружья, каски, форма, аптечка военного доктора и картины. На одной из них представлено сражение.
Я сказала, что это и есть война. И объяснила так: «Жили-были на нашей земле папы, мамы, дети, бабушки и дедушки. И пришли плохие дяди, которые сказали: мы будем жить на вашей земле, а вы убирайтесь. Конечно, папы все встали и сказали: мы не уйдем отсюда, это наша земля. И стали защищать своих мам, детей, бабушек и дедушек. Достали пушки и стали защищать. И конечно, им самим доставалось: их ранили. Вот у этого пуля попала в руку, у этого болит нога, а у этого перебинтована голова. Но он все равно встал и помогает товарищам. Им всем было очень больно, но они стояли до последнего».
Рассказывая детям о боли и смерти, мы не травмируем их?
Переживания боли, страха − это часть нашей жизни. Важно не уходить от этих тем, а объяснять: да, это бывает. Войны бывают. Здорово, что сейчас этого нет, но это может случиться снова.
Поскольку для многих взрослых эта тема тяжелая и пугающая, им кажется, что они должны оградить ребенка от переживаний
Что можно ответить на вопрос: «Почему войны происходят сейчас?»
Дети в какой-то момент спросили: «А почему так происходит? Почему случаются войны?» Я ответила так: «Да, войны есть и сейчас, и мне очень жаль, что так происходит. Несмотря на то, сколько страданий и трудностей выпало на долю наших бабушек и дедушек, некоторые люди продолжают ссориться, ругаться, драться. И не всегда от нас зависит, чтобы этого не было. Но мы можем делать то, что в наших силах, – быть внимательными к другим, прислушиваться к ним, делать шаги к примирению.
То есть нужно показывать, как одни поступки проводят к войне, а другие нет?
Да, давать такие упражнения даже: давайте научимся мириться, дружить, решать конфликты. Как бы ты поступил, если бы тебя назвали обидным словом? Можно ударить, да. Но это будет маленькая война. А как по-другому?
Выходит, о войне можно говорить спокойно?
Именно максимально спокойно − да, такое бывает. Не всегда это зависит от нас. И акцент делать на том, что война – это трудности. Они бывают у всех, но их можно пережить − как пережили наши прабабушки и прадедушки. Приведите конкретные примеры, поговорите о том, что делали во время войны ваши родственники, когда они были тоже детьми. Акцент не на том, как одни убивали других, а на том, как люди помогали друг другу. Например, в блокадном Ленинграде одна девушка − слабая и хрупкая, невысокого роста − ходила каждый день на радио и читала свои стихи, говорила: «Не бойся, все будет хорошо». Речь про Ольгу Берггольц. Подходите к этому с точки зрения межличностных отношений. Ведь война затронула каждую семью, и у каждого есть своя история.
Какие истории о военном времени можно рассказать детям?
Можно, например, познакомить их с Таней Савичевой − с девочкой, которая писала дневник. Показать ее личико, рассказать, с чем она столкнулась, как описывала свою жизнь. Это то, что на уровне их понимания. И, конечно, рассказывать о бабушках и дедушках − как они воевали, как справлялись с трудностями.
Например, у нас в семье есть прабабушка, которая пережила войну. И когда дети начинают капризничать, я рассказываю, что в детстве у бабушки было такое время, когда она не могла даже супа поесть − только маленький кусочек хлеба на день. Если современного подростка лишить компьютера на неделю, это будет трагедия для него. И важно признать его чувства: «Да, наверное, тебе трудно». Но при этом рассказать о жизни прабабушек-прадедушек, которые столкнулись с другими, гораздо большими трудностями. И подросток научится понимать, что жизнь не заканчивается с отсутствием гаджетов.
А как объяснить ребенку, что такое патриотизм? Почему люди были готовы умереть, но не сдаться врагу?
То же самое − на простых примерах. Это твой дом, и ты защищаешь его. У ребенка должно быть чувство дома и понимание того, что дом этот − хороший. Даже если вы уезжаете куда-то, путешествуете по миру и не признаете существующий политический строй. Чувство дома связано с базовым чувством безопасности мира. Если оно нарушается, это может вызвать большие психологические проблемы. Если ребенок живет в семье, где Родину все время ругают, он не приучается ценить то, что видит вокруг.
А чего категорически делать не стоит?
Запугивать войной, посвящать в ужасные подробности и совсем страшные картины. Не стоит говорить, что война − это что-то беспросветное, где люди только убивали и превращались в животных.
С другой стороны, есть такое мнение: лучше как следует напугать, чтобы потом не возникало иллюзии, будто война − это только фанфары и медали на мундире.
И на 50% такой запуганный ребенок − будущий насильник.
Почему?
Ему нужно как-то в голове уложить, почему люди совершают такие жестокие поступки. И он решает: «О'кей, в мире все происходит вот так. Ну значит, я сам таким буду». Если мир для тебя жесток, тебе, чтобы выжить в нем, нужно самому встать на сторону насильника.
Важно на каждом этапе взросления давать информацию в том виде, в котором она понятна ребенку. Важно сохранить доверие ребенка, чтобы он мог обращаться к родителю с любыми вопросами, чтобы оставался при этом любознательным. Быть родителем – это не сверхтруд и подвиг, но увлекательное путешествие с ребенком, в котором вы постоянно открываете что-то новое в себе и в жизни и вместе отвечаете на самые разные вопросы, в том числе и о войне.
Друзья, если у Вас есть опыт разговоров с детьми к празднику 9 мая, может быть Вы ходите вместе на парад, расскажите нам! Это очень важно для всех нас)