Nebaz.ru
vk.com/kulturniy_vtornik Количество участников: 1
1 контакт
Название группы
#КультурныйВторник
Статус
Культурная инициатива Наталии Невар
Страна
Украина
Город
Одесса
Описание
Авторский проект Наталии Невар. Рассказываем о искусстве и культуре. Название появилось от того, что каждый вторник выходит новая серия о искусстве. Каждый последний вторник месяца - #спецвыпуск_культвторника.
Тип сообщества
Публичная страница
Тип деятельности
Culture
Записи сообщества:
#КультурныйВторник
#КультурныйВторник 4 мая 2019 в 14:22
Мне бы хотелось продлить историю жизни великого постимпрессиониста еще как минимум на один пост, а саму жизнь еще как минимум на 10-летие...

Тот Самый Ван Гог (часть 2)

Ван Гог писал не по наитию — долго и напряженно работал над одним и тем же мотивом. В городе Арле, где он устроил свою мастерскую, уехав из Парижа, он начал серию из 30 работ, связанных общей творческой задачей «Контраст». Контраст цветовой, тематический, композиционный. Например, пандан «Кафе в Арле» и «Комната в Арле». В первой картине — мрак и напряжение, во второй — свет и гармония. В этом же ряду несколько вариантов его знаменитых «Подсолнухов». Вся серия задумывалась как пример украшения «жилища среднего класса». Перед нами от начала и до конца продуманные творческая и рыночная стратегии. Посмотрев его картины на выставке «независимых», Гоген написал: «Вы единственный думающий художник из всех».

Краеугольный камень легенды о Ван Гоге— его безумие. Якобы только оно позволило ему заглянуть в такие глубины, которые недоступны простым смертным. Только художник никак не был безумцем со вспышками гениальности. Периоды депрессии, сопровождаемые припадками, похожими на эпилепсию, от которых он лечился в психиатрической клинике, начались у него только в последние полтора года жизни. Врачи видели в этом действие абсента — алкогольного напитка, настоянного на полыни, чье разрушительное действие на нервную систему стало известно только в XX веке. При этом как раз именно в период обострения болезни художник не мог писать.

Даже картина «Комната в Арле», искривленное пространство которой считали фиксацией безумного состояния Ван Гога, оказалась на удивление реалистичной. Были найдены планы дома, в котором художник жил в Арле. Стены и потолок его жилища действительно были скошенными.

«Ноу-хау» главного автора мифа о Ван Гоге Юлиуса Мейер-Грефе — не просто вранье, а подача вымышленных событий вперемешку с подлинными фактами, да еще в форме безупречного научного труда. Например, подлинный факт — Ван Гог любил работать под открытым небом потому, что плохо переносил запах скипидара, которым разводят краски, — «биограф» использовал как основу для фантастической версии о причине самоубийства мастера. Якобы Ван Гог влюбился в солнце — источник его вдохновения и не позволял себе покрывать голову шляпой, стоя под его жгучими лучами. У него сгорели все волосы, солнце напекло незащищенный череп, он сошел с ума и покончил с собой. На поздних автопортретах Ван Гога и изображениях мертвого художника, сделанных его друзьями, видно, что волос на голове он не утратил до самой смерти.

Ван Гог выстрелил в себя 27 июля 1890 года, после того как, казалось, его психический кризис был преодолен. Незадолго до этого его выписали из клиники с заключением: «Выздоровел». Сам факт того, что хозяин меблированных комнат в Овере, где Ван Гог жил в последние месяцы своей жизни, доверил ему револьвер, необходимый художнику для отпугивания ворон во время работы на этюдах, говорит о том, что он вел себя абсолютно нормально. Сегодня врачи сходятся на том, что самоубийство произошло не во время припадка, а было результатом стечения внешних обстоятельств. Тео женился, у него появился ребенок, и Винсента угнетала мысль, что брат будет заниматься только своей семьей, а не их планом покорения художественного мира.

После рокового выстрела Ван Гог прожил еще два дня, был удивительно спокоен и стойко переносил страдания. Он скончался на руках у безутешного брата, который так и не смог оправиться от этой потери и умер спустя полгода. Фирма «Гупиль» за бесценок распродала все произведения импрессионистов и постимпрессионистов, которые накопил в галерее на Монмартре Тео Ван Гог, и закрыла эксперимент со «светлой живописью».

Картины Винсента Ван Гога вдова Тео Иоганна Ван Гог-Бонгер увезла в Голландию. Только в начале XX столетия к великому голландцу пришла тотальная слава. Как считают специалисты, если бы не почти одновременная ранняя смерть обоих братьев, это произошло бы еще в середине 1890-х годов и Ван Гог был бы очень богатым человеком. Но судьба распорядилась иначе. Пожинать плоды трудов великого живописца Винсента и великого галериста Тео стали люди типа Мейер-Грефе.

Мейер-Грефе превратился в главного знатока «мистического голландца» и стал не только торговать картинами Ван Гога, но и за большие деньги выдавать сертификаты о подлинности произведений, появлявшихся под именем Ван Гога на художественном рынке.

В середине 1920-х годов к нему пришел некий Отто Вакер, выступавший с эротическими танцами в берлинских кабаре под псевдонимом Олинто Ловель. Он показал несколько картин с подписью «Винсент», написанных в духе легенды. Мейер-Грефе пришел в восторг и немедленно подтвердил их подлинность. Всего Вакер, открывший свою собственную галерею в модном районе на Потсдамерплац, выбросил на рынок больше 30 «Ван Гогов», пока не поползли слухи о том, что они фальшивые.

В битве экспертов, которая развернулась в апреле 1932 года в судебном зале берлинского района Моабит, Мейер-Грефе и его сторонники горой стояли за подлинность вакеровских «Ван Гогов». Но полиция устроила обыск в ателье брата и отца танцора, которые были художниками, и нашла 16 свеженьких «Ван Гогов». Технологическая экспертиза показала, что они идентичны проданным полотнам. К тому же химики выяснили, что при создании «картин русского аристократа» были использованы краски, появившиеся только после смерти Ван Гога. Узнав об этом, один из «экспертов», поддержавших Мейер-Грефе и Вакера, заявил ошеломленному судье: «А откуда вы знаете, что Винсент после смерти не вселился в конгениальное тело и не творит до сих пор?»

Вакер получил три года тюрьмы, а репутация Мейер-Грефе была разрушена. Вскоре он умер, но легенда, несмотря ни на что, продолжает жить до сих пор...

Сверху - Винсент Ван Гог. Сад больницы в Арле. 1889 год
Внизу - Сад при больнице в Арле, куда Ван Гог был помещен после приступа в декабре 1888 года

#культурныйвторник
#КультурныйВторник
#КультурныйВторник 12 марта 2019 в 16:57
#КультурныйВторник
#КультурныйВторник 12 марта 2019 в 16:45
Культурные вторники возвращаются!

После небольшого перерыва, я вновь хочу вас снабжать ценными знаниями о искусстве и надеюсь уже без перерыва.

Наш сегодняшний герой - человек о котором все все знают, но на самом деле ничего.

Тот Самый Ван Гог (часть 1)

Помню, как в далеком 2002 в журнале "Древо Познания" я прочла статью, что отрезаное ухо Ван Гога — это миф, он не мог отрезать его себе «под корень», он просто истек бы кровью, ведь помощь ему оказали только через 10 часов после инцидента. У него была отрезана только мочка, о чем сказано во врачебном заключении. И кто это сделал? Существует версия, что это произошло во время ссоры с Гогеном, которая имела место в тот день. Искушенный в матросских драках Гоген полоснул Ван Гога по уху, и у того от всего пережитого случился нервный припадок. Позже, чтобы оправдать свое поведение, Гоген сочинил историю о том, что Ван Гог в припадке безумия гонялся за ним с бритвой в руках, а потом покалечил сам себя.

Главным творцом Легенды о мастере стал немецкий галерист и искусствовед Юлиус Мейер-Грефе. Он быстро понял масштаб гениальности великого голландца, а главное — рыночный потенциал его картин. В 1893 году двадцатишестилетний галерист приобрел картину «Влюбленная пара» и задумался о «рекламе» перспективного товара. Обладая бойким пером, Мейер-Грефе решил написать привлекательную для коллекционеров и любителей искусства биографию художника. В первоначальной биографии Ван Гог был представлен как «здоровым человеком из народа», а его творчество — «гармонией между искусством и жизнью».

Позже, под влиянием моды Мейер-Грефе перепишет биографию и Ваг Гог будет представлен публике в виде святого безумца, рукой которого водил Бог. Гвоздем этой «биографии» стала история об отрезанном ухе и творческом безумии, которое вознесло скромного импрессиониста до высот гениальности.

На самом деле реальный Ван Гог был довольно трезвым и прагматичным человеком. За Ван Гогом стояла большая семья, которая никогда не оставляла его без поддержки, хотя и была не в восторге от его экспериментов. Семья имела большие средства, так что он смог окончить престижную частную гимназию. Ван Гог свободно говорил и писал на трех языках, много читал, чем заслужил в художественных парижских кругах кличку Спиноза.

Ван Гог являлся профессиональным торговцем искусством — артдилером в крупнейшей фирме «Гупиль». Партнером в ней был его дядя Винсент, в честь которого и назвали юного голландца. Также артдилером был его брат Теодор, который и повлиял на стиль будущего художника. Сам Ван Гог учился писать полотна по новейшим учебникам, а руку Ван Гогу ставил его родственник, художник из Гааги Антон Мауве, которому позже благодарный ученик посвятил одну из своих картин.

Да взять только слова самого Ван Гога:
«Великое создается не одним только импульсивным действием, но и соучастием множества вещей, которые были приведены к единому целому... С искусством, как и со всем остальным: великое не является чем-то случайным, но должно быть создано упорным волевым напряжением».

Большинство писем Ван Гога посвящено вопросам «кухни» живописи: постановка задач, материалы, техника. Случай почти беспрецедентный в истории искусства. Голландец был настоящим трудоголиком и утверждал: «В искусстве надо работать, как несколько негров, и спускать с себя кожу». В конце жизни он действительно писал очень быстро, картину мог от начала до конца сделать за два часа. Но при этом все время повторял любимое выражение американского художника Уистлера: «Я сделал это в два часа, но работал годами, чтобы сделать в эти два часа что-нибудь стоящее».

Продолжение следует...в следующий вторник в 12:00.

На фото Ван Гог, в возрасте 20 лет.
#культурныйвторник
#КультурныйВторник
#КультурныйВторник 12 марта 2019 в 16:42
#культурныйвторник

Неизвестный Репин. Часть II

Репин был неоднозначно скуп.
Илья Ефимович большую часть своей взрослой жизни был довольно состоятелен, но, тем не менее, проявлял бережливость. Например, он нарочно вставал очень рано, когда ездил в Санкт-Петербург преподавать, хотя в том не было никакой необходимости. Но утром проезд на трамвае стоил только пять копеек, а днём — уже целых десять!

Но бережливость не помешала Репину отказаться от должности преподавателя и чудесной просторной квартиры, выданной ему Академией художеств, после упрёка ученика в том, что, пока у студентов нет денег даже на обед, профессора шикуют в аппартаментах, ещё и получают их бесплатно. Бросив всё, Илья Ефимович уехал к Толстому — опрощаться.

"Толстовщина", вернее образ жизни Толстого, очень сильно повлияли на Репина. В доме Репина прислуга не считалась, собственно, прислугой. Эти люди были помощниками по хозяйству. Всё, что семья Репина и его гости могли сделать, не позвав на помощь — открыть двери или повесить пальто — они должны были делать сами. В финском доме Репина объявления об этом висели в каждой комнате, каждом коридоре.

Репин и Маяковский

К встрече с Маяковским, Репину уже было 70 лет...
Маяковский как известно был футуристом.

«Репин с огненной ненавистью относился к той группе художников, которую он называл «футурней». «Футурня» со своей стороны уже года три поносила его. Поэтому, когда у меня стал бывать Маяковский, я испытывал немалую тревогу, предвидя его неизбежное столкновение с художником.» - писал Чуковский.

Однажды Репин пришел к своему соседу Чуковскому с одной из своих дочерей. В этот момент Маяковский декламировал одну из своих поэм. Дочь очень боялась, что припадок гнева, вызванный чтением футуристических стихов, вредно отзовется на здоровье отца. … Маяковский начинает своего «Тринадцатого апостола» (так называлось тогда «Облако в штанах») с первой строки.

Все ждали от Репина шквала негативных эмоций, но Репин стал кричать:

— Браво! Браво!

Репин восхищается все жарче. «Темперамент! — кричит он. — Какой темперамент!» И, к недоумению многих присутствующих, сравнивает Маяковского с Гоголем, с Мусоргским… Маяковский обрадован, но не смущен. Он одним глотком выпивает стакан остывшего чаю и, кусая папиросу, победоносно глядит на сидящего тут же репортера «Биржевки», который незадолго до этого взирал на него свысока.

Репин Маяковскому при первом же знакомстве сказал:

— Я напишу ваш портрет.

— А сколько вы мне за это дадите? — дерзко ответил ему Маяковский.

Эта дерзость понравилась Репину.

— Ладно, ладно, в цене мы сойдемся! — ответил он вполне миролюбиво и встал, чтоб уйти (уходил он всегда внезапно, отрывисто, без долгих прощаний, хотя входил церемонно и медленно).

На прощание Репин сказал Маяковскому:

— Уж вы на меня не сердитесь, но, честное слово, какой же вы, к чертям, футурист!..

Маяковский буркнул ему что-то сердитое, но через несколько дней, когда Репин пришел ко мне снова и увидел у Чуковского рисунки Маяковского, он еще настойчивее высказал то же суждение:

— Самый матерый реалист. От натуры ни на шаг, и… чертовски уловлен характер.

Когда Маяковский пришел к Репину в Пенаты, Репин снова расхвалил его рисунки и потом повторил свое:

— Я все же напишу ваш портрет!

— А я ваш, — отозвался Маяковский и быстро-быстро тут же, в мастерской, сделал с Репина несколько моментальных набросков, которые, несмотря на свой карикатурный характер, вызвали жаркое одобрение художника.

— Какое сходство!.. И какой (не сердитесь на меня) реализм!..».

А портрет Маяковского Репин так и не написал. Приготовил широкий холст у себя в мастерской, выбрал подходящие кисти и краски и все повторял Маяковскому, что хочет изобразить его «вдохновенные» волосы. В назначенный час Маяковский явился к нему (он был почти всегда пунктуален), но Репин, увидев его, вдруг вскрикнул страдальчески:

— Что вы наделали!.. о!

Оказалось, что Маяковский, идя на сеанс, нарочно зашел в парикмахерскую и обрил себе голову, чтобы и следа не осталось от тех «вдохновенных» волос, которые Репин считал наиболее характерной особенностью его творческой личности.

— Я хотел изобразить вас народным трибуном, а вы…

И вместо большого холста Репин взял маленький и стал неохотно писать безволосую голову, приговаривая:

— Какая жалость! И что это вас угораздило!

Маяковский утешал его:

— Ничего, Илья Ефимович, вырастут!

Всей своей биографией, всем своим творчеством он отрицал облик поэта как некоего жреца и пророка, «носителя тайны и веры», одним из признаков которого были «вдохновенные» волосы. Не желая, чтобы на репинском портрете его чертам было придано ненавистное ему выражение, он предпочел обезобразить себя, оголив до синевы свой череп.

Где теперь этот репинский набросок, неизвестно...

Илья Ефимович Репин. Автопортрет.
#КультурныйВторник
#КультурныйВторник 6 марта 2019 в 22:01
Неизвестный Репин. Часть I

В последнее время развилась бурная дискуссия в сети "картину Репина "Приплыли", которая на самом деле картина художника Соловьева Льва Григорьевича "Монахи. Не туда заехали". И в связи с этим мне бы хотелось побольше рассказать о самом Репине.

Думаю совсем не многие знают, что Репин был ярым ЗОЖником. Репин спал исключительно на неотапливаемой и незастеклённой веранде в любую погоду, а детей укладывал спать в комнату с настежь открытыми окнами.

Дочь Репина вспоминала, что когда зимой отец входил пожелать им доброго утра - усы у него на лице были покрыты льдом(!). Не отапливал Репин и мастерскую. Из-за этого ему не удалось рисовать Бунина.

Репин практиковал вегетарианство!

Каждую среду художник давал обеды, которые давали подкормиться многим молодым дарованиям (Маяковского так и вовсе спасли от голодной смерти (об этом подробнее в II части)), но стол при этом, по мнению куда менее приверженных здоровому образу жизни гостей, оставлял желать лучшего: они шутили потом про еду из сена и бифштексы из клюквы.

К вегетерианству его приучила его жена, Наталья Нордман. На приёмах она раздавала самодельные брошюрки под названием «Мы не едим других», и это 1900-тые годы!!! Шубой её не просто нельзя было порадовать - такой подарок вызвал бы ярость.

Удивительно, но поначалу Нордман со своей почти агрессивной агитацией отказа от убийства животных Репина раздражала. Её как-то раз привела на сеанс княгиня Тенишева - Репин писал её портрет. После сеанса художник передал княгине записку с просьбой больше никогда не приводить "эту".

Многие знакомые Репина и Нордман при этом знали, что тайно друг от друга супруги порой предаются поеданию мяса. Жена Куприна застала у Нордман в спальне бутерброды с ветчиной и бутылку коньяка, а художника не раз видели уписывающим обычные мясные щи где-нибудь в буфете на вокзале. Слаб человек!

О других странностях художника и об отношениях с Маяковским - читайте продолжение в следущий вторник 9 октября в 12:00

На фото самая дорогая и скандальная картина Репина — «Парижское кафе».
#культурныйвторник