Insolarance Cult 26 апр. в 12:51
Эпикурейская договорная теория представляет собой уникальную и важную традицию, как в истории общественного договора, так и в западной политической мысли в целом. Хотя она не очень известна среди политических и моральных теоретиков, она значительно отличается от того, что Джин Хэмптон назвала двумя сторонами теории контрактов, кантианской и гоббсианской. Эпикурейская договорная теория уникальна в своей попытке примирить стремление человека к удовольствию и спокойствию с общественной потребностью в справедливости и мире.
Справедливость для эпикурейца обеспечивает естественную потребность в спокойствии и счастье. В то время как у эпикурейца есть позитивная цель заключения договора, у гоббсианца по существу негативная цель вступления в договорное общество. Гоббсианец рассматривает общественный договор как способ положить конец войне всех против всех в естественном состоянии. Эпикуреец мотивирован вступить в договорное общество, чтобы обеспечить счастье и сотрудничество, тогда как гоббсианец стремится избежать войны. Более того, именно страх, особенно страх насильственной смерти, движет гоббсианцами. Без этого страха гоббсианцы не были бы мотивированы искать или поддерживать общественный договор. Эпикуреец, однако, стремится устранить страх смерти, чтобы достичь спокойствия и мира.
Эта версия контрактаризма интересна ещё и тем, что она была необычна. Среди крупных античных философов идея общественного договора часто использовалась как пример «пагубной ошибки», на которую следует нападать. Действительно, согласно Гофу, «большая часть политической философии Платона и Аристотеля была разработана для борьбы с этими подрывными взглядами [общественного договора]». Справедливость, понимаемая как договор, волновала многих древних мыслителей, потому что, с их точки зрения, справедливость имеет чисто инструментальную ценность, полезную для обеспечения индивидуальных выгод в социальном общении. Если справедливость ценится только из-за преимуществ, которые она приносит, что может помешать гражданам отказаться от справедливости, когда её издержки перевешивают преимущества?
Политическое общество никогда не может быть по-настоящему безопасным на таких эгоистичных, индивидуалистических основаниях, как утверждали многие древние мыслители. Таким образом, эпикурейцы, поскольку они придерживаются инструментальной концепции справедливости, никогда не могут быть действительно заслуживающими доверия членами общества; они никогда не смогут быть хорошими гражданами. Критики утверждают, что эпикуреизм является контркультурной и подрывной политической доктриной.