Nebaz.ru
vk.com/theoaesthetics Количество участников: 7951
Название группы
Теоэстетика
Статус
Glaubhaft ist nur Liebe
Описание
Ренессанс нуждается в донатах: https://pay.cloudtips.ru/p/f93a2096
Тип сообщества
Публичная страница
Тип деятельности
Philosophy
Записи сообщества:
Теоэстетика
Теоэстетика 29 апр. в 16:59
Друзья, рады представить вам первый выпуск нашего нового подкаста Теоэстетика 2.0! Спасибо всем тем, кто донатил и помог этому случиться.

Первый выпуск — о проблеме зла, страдания и теодицее (первый день Страстной всё-таки).

Почему мы страдаем и есть ли смысл в наших страданиях? Почему всеблагой Бог попускает зло? Аморально ли объяснять зло и как мы можем о нем говорить? Какие ответы давали на эти вопросы Христос, Иов, античные философы, Лейбниц, старец Зосима и К.С. Льюис?

Беседуют философ Алексей Гагинский и священник Стефан Домусчи.

Если вам интересно то, что мы делаем, просим поддерживать нас: https://pay.cloudtips.ru/p/f93a2096 Теоэстетика 2.0 существует только благодаря вам.

Смотрите и слушайте нас на YouTube, а скоро — на всех популярных площадках.
Теоэстетика
Теоэстетика 5 мая в 21:25
Христос воскресе, дорогие друзья!

Воскресе Христос — и Красота не втоптана в грязь

Воскресе Христос — и Истина не поругана

Воскресе Христос — и Добро возможно

Верующие и неверующие — друг со другом ликуйте, ведь даже идеей Воскресения спасена хотя бы наша несчастная культура

Кто благочестив и боголюбив, — тот пусть насладится этим прекрасным и светлым торжеством.

Кто честно упорствует в неверии — тот пусть порадуется, что наша цивилизация собрана именно этой историей

Итак, все войдите в радость Господа нашего; и первые и вторые получите награду;

Атеисты и христиане, ликуйте друг с другом;

Аналитики и континенталы, почтите этот день;

Марксисты и фрейдисты, веселитесь ныне.

Трапеза обильна, — насыщайтесь все;

Телец велик, — никто пусть не уходит голодным; все наслаждайтесь пиршеством веры; все пользуйтесь богатством благости.

Никто пусть не боится смерти, ибо освободила нас смерть Спасителя.

Ему слава и держава, любовь и верность, разум и чувство, песня и проза.

Аминь.

И. Сурков
Теоэстетика
Теоэстетика 3 мая в 15:30
Свежая статья в тему последних сообщений на нашем канале.

Т. Н. Резвых. Конец теодицеи: Семен Франк и другие

Аннотация: В статье рассматривается развитие проблемы теодицеи во 2-й пол. XX в. Сначала кратко описывается теодицея у блж. Августина. Согласно ему всемогущество Бога и наличие зла совместимы друг с другом. Рассматриваются взгляды некоторых современных сторонников августиновской теодицеи (Р. Суинберн и Дж. Хик). Затем исследуется эволюция теодицеи у С. Л. Франка. В статье показывается, что сначала Франк развивал августиновскую теодицею, но в ходе Второй мировой войны пересмотрел свои взгляды Франк отказался от идеи всемогущества Бога и от теодицеи. Далее описаны взгляды Ю. Мольтмана, который пришел к мысли невозможности рационального объяснения страдания человека, если Бог обладает всемогуществом, и в конце концов сделал вывод, что страдание человека может быть оправдано только страданием Бога. Затем излагается концепция страдающего Бога у Г. Йонаса, восходящая к идее цим-цум Исаака Лурии. В завершающей части статьи рассмотрено развитие описанных идей в «слабом богословии» Дж. Капуто. В описанной традиции страдание мира оправдано страданием Бога. Сила Бога заключается в «слабости» и смирении. Вывод автора состоит в том, что в этой концепции теодицея подходит к своему концу.

https://scientific-journals-spbda.ru/f/13-hch_2_24_rezvyh.pdf
Теоэстетика
Теоэстетика 3 мая в 12:18
Великая Пятница

Как мы осмысляем события Великой Пятницы? Что они значат для нас? Мы вспоминаем о Голгофе и о Распятии Христа. Быть может, иной вспомнит и Его крик: «Боже Мой, Боже Мой! для чего Ты Меня оставил?» (Мф. 27:46). В этом крике выражена наша боль богооставленности, словно Бог бросил нас... Но почему для нас важно именно это? Разве после этого Христос не воскрес?

Филипп Арьес в своей знаменитой работе "Пред лицом смерти" говорит о том, что в Средние века отношение к смерти меняется: в период между XI и XIII вв. что-то внутренне трансформируется в мироощущении средневековых христиан. Например, сцены Страшного суда становятся все более частыми и все более пугающими. Затем приходит Черная смерть — эпидемия чумы, которая бушевала в 1346-1353 годах. По разным оценкам, от болезни погибло от 30 % до 60 % населения Европы, т.е. примерно каждый второй (несравнимо с сovid19...). Как говорится в Писании: «Сказываю вам: в ту ночь будут двое на одной постели: один возьмется, а другой оставится; две будут молоть вместе: одна возьмется, а другая оставится; двое будут на поле: один возьмется, а другой оставится. На это сказали Ему: где, Господи? Он же сказал им: где труп, там соберутся и орлы» (Лк. 17:34-37).

После этого страх смерти пускает свои яды в культуру, что отражается в знаменитых плясках смерти и уже вскоре на смену Макабру приходит и осмысление Великой Пятницы. Мантенья, Карраччи, Гольбейн и многие другие пытаются проникнуть в бездну Голгофской Жертвы. Христос был одним из нас, Он такой же как и мы. И вот как Он умер. Всмотритесь, вдумайтесь.

В романе «Идиот» Достоевский словами Мышкина в описывает свои ощущения следующем диалоге:

— Это копия с Ганса Гольбейна, — сказал князь, успев разглядеть картину, — и хоть я знаток небольшой, но, кажется, отличная копия. Я эту картину за границей видел и забыть не могу.
— А на эту картину я люблю смотреть! — пробормотал, помолчав, Рогожин.
— На эту картину! — вскричал вдруг князь, под впечатлением внезапной мысли, — на эту картину! Да от этой картины у иного еще вера может пропасть!
— Пропадает и то, — неожиданно подтвердил вдруг Рогожин.

И в этой эмпатии, в этой глубине боли и ощущения смерти, в этом страхе и отчаянии, в этой брошености и одиночестве происходит забвение того, что последовало после. Однако ранние христиане не воспринимали весь о Голгофе как весть о смерти Христа. В ранней иконографии Христос изображается как победитель смерти, как Христос торжествующий. На кресте умирает не Христос, а Смерть. То есть Христос, конечно, умирает, но вместе с ним умирает и законность наказания Божиего: "смертью умрешь" (Быт. 2:17). Не смерть, а успение.

Однако современность видит в Великой Пятнице больше страдания и страха, чем спасительной надежды. Великая Пятница есть время великого покоя, глубокого затишья, которое бывает перед бурей, перед ураганом нечаянной Радости.
Теоэстетика
Теоэстетика 28 апр. в 12:45
Недавно я участвовал в одной интервью-беседе (когда выйдет, дам ссылку), в которой ведущая всячески пыталась выведать у меня определение красоты, хотя я сразу сказал, что она неопределима. И вот случайно попалась любопытная статья о Семене Людвиговиче, в которой красота понимается как непостижимое. Получается, нет ничего более очевидного и близкого нам, чем красота, а с другой, в ней остается какая-то непостижимость, какая-то неисчерпаемость. В общем, enjoy the silence...

Красота как «непостижимое» в философии Семена Франка.
Одно из самых интимных переживаний встречи с Божеством заключено в явлении красоты. В книге С. Л. Франка «Непостижимое» (в главе 8 Святыня) замечательным образом строится не очередная эстетическая теория, а собственно то, что и составляет квинтэссенцию богословия красоты – размышления о ее абсолютной ценности, сущностной непостижимости, примиряющей гармонии мироздания, просветлении духа и спасении. Франк высказывает идею потенциальной гармонии бытия, которую выражает красота, сосуществуя с актуальной «земной» дисгармонией. Эстетическая реальность не может объять всей глубины бытия, но она напоминает нам о «первичном единстве».