vk.com/theoaesthetics Количество участников: 7951
Название группы
Теоэстетика
Статус
Glaubhaft ist nur Liebe
Описание
Ренессанс нуждается в донатах: https://pay.cloudtips.ru/p/f93a2096
Тип сообщества
Публичная страница
Тип деятельности
Philosophy
Записи сообщества:
Теоэстетика 29 апр. в 16:59
Друзья, рады представить вам первый выпуск нашего нового подкаста Теоэстетика 2.0! Спасибо всем тем, кто донатил и помог этому случиться.
Первый выпуск — о проблеме зла, страдания и теодицее (первый день Страстной всё-таки).
Почему мы страдаем и есть ли смысл в наших страданиях? Почему всеблагой Бог попускает зло? Аморально ли объяснять зло и как мы можем о нем говорить? Какие ответы давали на эти вопросы Христос, Иов, античные философы, Лейбниц, старец Зосима и К.С. Льюис?
Беседуют философ Алексей Гагинский и священник Стефан Домусчи.
Если вам интересно то, что мы делаем, просим поддерживать нас: https://pay.cloudtips.ru/p/f93a2096 Теоэстетика 2.0 существует только благодаря вам.
Смотрите и слушайте нас на YouTube, а скоро — на всех популярных площадках.
Первый выпуск — о проблеме зла, страдания и теодицее (первый день Страстной всё-таки).
Почему мы страдаем и есть ли смысл в наших страданиях? Почему всеблагой Бог попускает зло? Аморально ли объяснять зло и как мы можем о нем говорить? Какие ответы давали на эти вопросы Христос, Иов, античные философы, Лейбниц, старец Зосима и К.С. Льюис?
Беседуют философ Алексей Гагинский и священник Стефан Домусчи.
Если вам интересно то, что мы делаем, просим поддерживать нас: https://pay.cloudtips.ru/p/f93a2096 Теоэстетика 2.0 существует только благодаря вам.
Смотрите и слушайте нас на YouTube, а скоро — на всех популярных площадках.
Теоэстетика 5 мая в 21:25
Христос воскресе, дорогие друзья!
Воскресе Христос — и Красота не втоптана в грязь
Воскресе Христос — и Истина не поругана
Воскресе Христос — и Добро возможно
Верующие и неверующие — друг со другом ликуйте, ведь даже идеей Воскресения спасена хотя бы наша несчастная культура
Кто благочестив и боголюбив, — тот пусть насладится этим прекрасным и светлым торжеством.
Кто честно упорствует в неверии — тот пусть порадуется, что наша цивилизация собрана именно этой историей
Итак, все войдите в радость Господа нашего; и первые и вторые получите награду;
Атеисты и христиане, ликуйте друг с другом;
Аналитики и континенталы, почтите этот день;
Марксисты и фрейдисты, веселитесь ныне.
Трапеза обильна, — насыщайтесь все;
Телец велик, — никто пусть не уходит голодным; все наслаждайтесь пиршеством веры; все пользуйтесь богатством благости.
Никто пусть не боится смерти, ибо освободила нас смерть Спасителя.
Ему слава и держава, любовь и верность, разум и чувство, песня и проза.
Аминь.
И. Сурков
Воскресе Христос — и Красота не втоптана в грязь
Воскресе Христос — и Истина не поругана
Воскресе Христос — и Добро возможно
Верующие и неверующие — друг со другом ликуйте, ведь даже идеей Воскресения спасена хотя бы наша несчастная культура
Кто благочестив и боголюбив, — тот пусть насладится этим прекрасным и светлым торжеством.
Кто честно упорствует в неверии — тот пусть порадуется, что наша цивилизация собрана именно этой историей
Итак, все войдите в радость Господа нашего; и первые и вторые получите награду;
Атеисты и христиане, ликуйте друг с другом;
Аналитики и континенталы, почтите этот день;
Марксисты и фрейдисты, веселитесь ныне.
Трапеза обильна, — насыщайтесь все;
Телец велик, — никто пусть не уходит голодным; все наслаждайтесь пиршеством веры; все пользуйтесь богатством благости.
Никто пусть не боится смерти, ибо освободила нас смерть Спасителя.
Ему слава и держава, любовь и верность, разум и чувство, песня и проза.
Аминь.
И. Сурков
Теоэстетика 3 мая в 15:30
Свежая статья в тему последних сообщений на нашем канале.
Т. Н. Резвых. Конец теодицеи: Семен Франк и другие
Аннотация: В статье рассматривается развитие проблемы теодицеи во 2-й пол. XX в. Сначала кратко описывается теодицея у блж. Августина. Согласно ему всемогущество Бога и наличие зла совместимы друг с другом. Рассматриваются взгляды некоторых современных сторонников августиновской теодицеи (Р. Суинберн и Дж. Хик). Затем исследуется эволюция теодицеи у С. Л. Франка. В статье показывается, что сначала Франк развивал августиновскую теодицею, но в ходе Второй мировой войны пересмотрел свои взгляды Франк отказался от идеи всемогущества Бога и от теодицеи. Далее описаны взгляды Ю. Мольтмана, который пришел к мысли невозможности рационального объяснения страдания человека, если Бог обладает всемогуществом, и в конце концов сделал вывод, что страдание человека может быть оправдано только страданием Бога. Затем излагается концепция страдающего Бога у Г. Йонаса, восходящая к идее цим-цум Исаака Лурии. В завершающей части статьи рассмотрено развитие описанных идей в «слабом богословии» Дж. Капуто. В описанной традиции страдание мира оправдано страданием Бога. Сила Бога заключается в «слабости» и смирении. Вывод автора состоит в том, что в этой концепции теодицея подходит к своему концу.
https://scientific-journals-spbda.ru/f/13-hch_2_24_rezvyh.pdf
Т. Н. Резвых. Конец теодицеи: Семен Франк и другие
Аннотация: В статье рассматривается развитие проблемы теодицеи во 2-й пол. XX в. Сначала кратко описывается теодицея у блж. Августина. Согласно ему всемогущество Бога и наличие зла совместимы друг с другом. Рассматриваются взгляды некоторых современных сторонников августиновской теодицеи (Р. Суинберн и Дж. Хик). Затем исследуется эволюция теодицеи у С. Л. Франка. В статье показывается, что сначала Франк развивал августиновскую теодицею, но в ходе Второй мировой войны пересмотрел свои взгляды Франк отказался от идеи всемогущества Бога и от теодицеи. Далее описаны взгляды Ю. Мольтмана, который пришел к мысли невозможности рационального объяснения страдания человека, если Бог обладает всемогуществом, и в конце концов сделал вывод, что страдание человека может быть оправдано только страданием Бога. Затем излагается концепция страдающего Бога у Г. Йонаса, восходящая к идее цим-цум Исаака Лурии. В завершающей части статьи рассмотрено развитие описанных идей в «слабом богословии» Дж. Капуто. В описанной традиции страдание мира оправдано страданием Бога. Сила Бога заключается в «слабости» и смирении. Вывод автора состоит в том, что в этой концепции теодицея подходит к своему концу.
https://scientific-journals-spbda.ru/f/13-hch_2_24_rezvyh.pdf
Теоэстетика 3 мая в 12:18
Великая Пятница
Как мы осмысляем события Великой Пятницы? Что они значат для нас? Мы вспоминаем о Голгофе и о Распятии Христа. Быть может, иной вспомнит и Его крик: «Боже Мой, Боже Мой! для чего Ты Меня оставил?» (Мф. 27:46). В этом крике выражена наша боль богооставленности, словно Бог бросил нас... Но почему для нас важно именно это? Разве после этого Христос не воскрес?
Филипп Арьес в своей знаменитой работе "Пред лицом смерти" говорит о том, что в Средние века отношение к смерти меняется: в период между XI и XIII вв. что-то внутренне трансформируется в мироощущении средневековых христиан. Например, сцены Страшного суда становятся все более частыми и все более пугающими. Затем приходит Черная смерть — эпидемия чумы, которая бушевала в 1346-1353 годах. По разным оценкам, от болезни погибло от 30 % до 60 % населения Европы, т.е. примерно каждый второй (несравнимо с сovid19...). Как говорится в Писании: «Сказываю вам: в ту ночь будут двое на одной постели: один возьмется, а другой оставится; две будут молоть вместе: одна возьмется, а другая оставится; двое будут на поле: один возьмется, а другой оставится. На это сказали Ему: где, Господи? Он же сказал им: где труп, там соберутся и орлы» (Лк. 17:34-37).
После этого страх смерти пускает свои яды в культуру, что отражается в знаменитых плясках смерти и уже вскоре на смену Макабру приходит и осмысление Великой Пятницы. Мантенья, Карраччи, Гольбейн и многие другие пытаются проникнуть в бездну Голгофской Жертвы. Христос был одним из нас, Он такой же как и мы. И вот как Он умер. Всмотритесь, вдумайтесь.
В романе «Идиот» Достоевский словами Мышкина в описывает свои ощущения следующем диалоге:
— Это копия с Ганса Гольбейна, — сказал князь, успев разглядеть картину, — и хоть я знаток небольшой, но, кажется, отличная копия. Я эту картину за границей видел и забыть не могу.
— А на эту картину я люблю смотреть! — пробормотал, помолчав, Рогожин.
— На эту картину! — вскричал вдруг князь, под впечатлением внезапной мысли, — на эту картину! Да от этой картины у иного еще вера может пропасть!
— Пропадает и то, — неожиданно подтвердил вдруг Рогожин.
И в этой эмпатии, в этой глубине боли и ощущения смерти, в этом страхе и отчаянии, в этой брошености и одиночестве происходит забвение того, что последовало после. Однако ранние христиане не воспринимали весь о Голгофе как весть о смерти Христа. В ранней иконографии Христос изображается как победитель смерти, как Христос торжествующий. На кресте умирает не Христос, а Смерть. То есть Христос, конечно, умирает, но вместе с ним умирает и законность наказания Божиего: "смертью умрешь" (Быт. 2:17). Не смерть, а успение.
Однако современность видит в Великой Пятнице больше страдания и страха, чем спасительной надежды. Великая Пятница есть время великого покоя, глубокого затишья, которое бывает перед бурей, перед ураганом нечаянной Радости.
Как мы осмысляем события Великой Пятницы? Что они значат для нас? Мы вспоминаем о Голгофе и о Распятии Христа. Быть может, иной вспомнит и Его крик: «Боже Мой, Боже Мой! для чего Ты Меня оставил?» (Мф. 27:46). В этом крике выражена наша боль богооставленности, словно Бог бросил нас... Но почему для нас важно именно это? Разве после этого Христос не воскрес?
Филипп Арьес в своей знаменитой работе "Пред лицом смерти" говорит о том, что в Средние века отношение к смерти меняется: в период между XI и XIII вв. что-то внутренне трансформируется в мироощущении средневековых христиан. Например, сцены Страшного суда становятся все более частыми и все более пугающими. Затем приходит Черная смерть — эпидемия чумы, которая бушевала в 1346-1353 годах. По разным оценкам, от болезни погибло от 30 % до 60 % населения Европы, т.е. примерно каждый второй (несравнимо с сovid19...). Как говорится в Писании: «Сказываю вам: в ту ночь будут двое на одной постели: один возьмется, а другой оставится; две будут молоть вместе: одна возьмется, а другая оставится; двое будут на поле: один возьмется, а другой оставится. На это сказали Ему: где, Господи? Он же сказал им: где труп, там соберутся и орлы» (Лк. 17:34-37).
После этого страх смерти пускает свои яды в культуру, что отражается в знаменитых плясках смерти и уже вскоре на смену Макабру приходит и осмысление Великой Пятницы. Мантенья, Карраччи, Гольбейн и многие другие пытаются проникнуть в бездну Голгофской Жертвы. Христос был одним из нас, Он такой же как и мы. И вот как Он умер. Всмотритесь, вдумайтесь.
В романе «Идиот» Достоевский словами Мышкина в описывает свои ощущения следующем диалоге:
— Это копия с Ганса Гольбейна, — сказал князь, успев разглядеть картину, — и хоть я знаток небольшой, но, кажется, отличная копия. Я эту картину за границей видел и забыть не могу.
— А на эту картину я люблю смотреть! — пробормотал, помолчав, Рогожин.
— На эту картину! — вскричал вдруг князь, под впечатлением внезапной мысли, — на эту картину! Да от этой картины у иного еще вера может пропасть!
— Пропадает и то, — неожиданно подтвердил вдруг Рогожин.
И в этой эмпатии, в этой глубине боли и ощущения смерти, в этом страхе и отчаянии, в этой брошености и одиночестве происходит забвение того, что последовало после. Однако ранние христиане не воспринимали весь о Голгофе как весть о смерти Христа. В ранней иконографии Христос изображается как победитель смерти, как Христос торжествующий. На кресте умирает не Христос, а Смерть. То есть Христос, конечно, умирает, но вместе с ним умирает и законность наказания Божиего: "смертью умрешь" (Быт. 2:17). Не смерть, а успение.
Однако современность видит в Великой Пятнице больше страдания и страха, чем спасительной надежды. Великая Пятница есть время великого покоя, глубокого затишья, которое бывает перед бурей, перед ураганом нечаянной Радости.
Теоэстетика 28 апр. в 12:45
Недавно я участвовал в одной интервью-беседе (когда выйдет, дам ссылку), в которой ведущая всячески пыталась выведать у меня определение красоты, хотя я сразу сказал, что она неопределима. И вот случайно попалась любопытная статья о Семене Людвиговиче, в которой красота понимается как непостижимое. Получается, нет ничего более очевидного и близкого нам, чем красота, а с другой, в ней остается какая-то непостижимость, какая-то неисчерпаемость. В общем, enjoy the silence...
Красота как «непостижимое» в философии Семена Франка.
Одно из самых интимных переживаний встречи с Божеством заключено в явлении красоты. В книге С. Л. Франка «Непостижимое» (в главе 8 Святыня) замечательным образом строится не очередная эстетическая теория, а собственно то, что и составляет квинтэссенцию богословия красоты – размышления о ее абсолютной ценности, сущностной непостижимости, примиряющей гармонии мироздания, просветлении духа и спасении. Франк высказывает идею потенциальной гармонии бытия, которую выражает красота, сосуществуя с актуальной «земной» дисгармонией. Эстетическая реальность не может объять всей глубины бытия, но она напоминает нам о «первичном единстве».
Красота как «непостижимое» в философии Семена Франка.
Одно из самых интимных переживаний встречи с Божеством заключено в явлении красоты. В книге С. Л. Франка «Непостижимое» (в главе 8 Святыня) замечательным образом строится не очередная эстетическая теория, а собственно то, что и составляет квинтэссенцию богословия красоты – размышления о ее абсолютной ценности, сущностной непостижимости, примиряющей гармонии мироздания, просветлении духа и спасении. Франк высказывает идею потенциальной гармонии бытия, которую выражает красота, сосуществуя с актуальной «земной» дисгармонией. Эстетическая реальность не может объять всей глубины бытия, но она напоминает нам о «первичном единстве».