➡Средняя позиция в современной поисковой выдаче
Недавно задумался о показателе средней позиции в сервисах аналитики и понял, что не следует на него полагаться. И дело тут скорее не в том, что показатель отражается не корректно, а в том, что сам смысл этого показателя устарел, и вот почему:
Как вы знаете, современная поисковая выдача состоит из рекламных объявлений и органических результатов. Рекламные объявления занимают приоритетные позиции, такие как 1, 10, 20 и так далее. В связи с конкуренцией в рекламе за лучшие места мы наблюдаем различные позиции для одного и того же целевого запроса ежедневно: например,сегодня карточка по запросу находится на 5-м месте, а на следующий день на 40-м.
Более того, существует целый список запросов в каждом кластере, которые взаимосвязаны между собой. Поэтому когда один артикул продвигается и показывает положительный отклик пользователей, другие запросы также начинают подниматься в рейтинге, и наоборот. Данное свойство добавляет динамики изменению позиций по запросам.
В результате алгоритма ранжирования товаров современные отчеты по запросам в сервисах аналитики могут показывать разнообразные скачки, например, с 10-го места в первый день до 300-го во второй, а затем снова до 3-го места в третий день. Именно эти скачки формируют не совсем адекватную статистику средней позиции.
Итак, средняя позиция рассчитывается путем взятия фактической позиции по запросу за каждый день и деления этой суммы на количество дней, за которые были получены данные. Затем берется совокупность таких показателей по всем ключам из списка и делится на общее количество таких запросов, чтобы получить среднюю позицию, которую мы видим на графиках сервисов аналитики.
Однако, давайте проанализируем актуальность такой оценки. Представим, что по одному ключевому слову у нас следующие позиции за 10 дней:
1;1;10;1;500;1;2;3;6;1000
Сумма позиций составляет 1 + 1 + 10 + 1 + 500 + 1 + 2 + 3 + 6 + 1000 что равно 1525. Делим эту сумму на количество дней (10), (
https://telegra.ph/file/6df3756cfbbf89b916b6a.png) получаем 152,5 – это средняя позиция по запросу.
Таким образом, системы аналитики оценивают эти скачки, которые занимают незначительный интервал времени из общей статистики, но существенно влияют на показатель средней позиции. Кроме того, результат по сумме запросов может отражать совершенно другую, далекую от реальности динамику, что делает использование данного показателя при оценке результатов ранжирования сомнительной затеей.
Вывод: показатель средней позиции для карточки товара потерял свою актуальность. Не рекомендуется использовать эту метрику для оценки результатов ранжирования. Если рассматривать способы более корректного отображения средней позиции с учетом текущего алгоритма поисковой выдачи, то следует учитывать не только позиции по запросам в разные дни, но и включать еще один важный показатель - время, в течение которого запрос ранжировался на определенных позициях, а также оценивать влияние этой позиции и временного интервала на общую статистику ранжирования запроса.