Nebaz.ru
vk.com/missioner.homily Количество участников: 112519
Название группы
Православие. Проповеди. Лекции. Беседы
Страна
Россия
Город
Москва
Описание
Проповеди православных пастырей: тексты, аудио, видео.
Тип сообщества
Группа
Тип деятельности
Религия
Записи сообщества:
Православие. Проповеди. Лекции. Беседы
Православие. Проповеди. Лекции. Беседы 5 мая в 00:00
Христос Воскресе!

Для христианина главное событие вселенского масштаба – это есть Воскресение Христово. Потому что это Воскресение Христово, о котором апостол Павел сказал так: если Христос не воскрес, то вера ваша тщетна (1 Кор. 15, 17). И наше пребывание в храме, и наши молитвы, и сама вера наша – это есть пустое времяпрепровождение. Чем отличается христианин от не христианина? Он верует в то, что Христос воскрес. И из этой веры он строит свою жизнь. Потому что если Христос воскрес, значит то, что Он говорил – истина.

Протоиерей Димитрий Смирнов
Православие. Проповеди. Лекции. Беседы
Православие. Проповеди. Лекции. Беседы сегодня в 10:00
Проясните мне пожалуйста следующий вопрос. Меня смущают некоторые места из Ветхого Завета (например Второзаконие 20: 10 - 18), где утверждается, что военные преступления ветхозаветного народа по отношению к другим совершались по Воле Божьей. Неужели Господь мог благословить геноцид. Ведь Он создал всех людей и всех одинаково любит, и Иисус пострадал за всех людей. Как относится Церковь к тому, что в Ветхом Завете содержится идея этнического превосходства евреев.

Если нас смущают места из богооткровенных книг, то мы должны понять, что в нашем сознании к этому приводит. Ведь не смущало ни одно место из священных ветхозаветных книг людей, стоявших духовно несоизмеримо выше нас. Св. апостол Павел, знавший Второзаконие и другие законоположительные книги наизусть (еврейский отрок в школе заучивал на память Пятикнижие к 10 годам), посвященный в тайны Боговедения, говорит: "Все Писание богодухновенно и полезно для научения" (2 Тим. 3:16).

К делам Божиим не применимы наши человеческие оценки. Господь Творец, давший жизнь людям, следовательно каждому народу, ждет от них исполнения данного им назначения. Всякое дерево не приносящее доброго плода срубают и бросают в огонь (Мф. 3:10; 7:19; Лк. 3:9). Кто возразит, что хорошо никого ни за что не наказывать? А что делать, если есть тяжелые преступления, особенно против Бога. Некоторые сугубо опасны ввиду их заразительности. Народы, о которых говорится во Второзаконии (20:10-18), были в состоянии духовной развращенности. К ним применимы слова св. апостола Павла: "Они заменили истину Божию ложью, и поклонялись, и служили твари вместо Творца, Который благословен во веки, аминь. И как они не заботились иметь Бога в разуме, то предал их Бог превратному уму - делать непотребства, так что они исполнены всякой неправды, блуда, лукавства, корыстолюбия, злобы, исполнены зависти, убийства, распрей, обмана, злонравия, злоречивы, клеветники, богоненавистники, обидчики, самохвалы, горды, изобретательны на зло, непослушны родителям, безрассудны, вероломны, нелюбовны, непримиримы, немилостивы. Они знают праведный суд Божий, что делающие такие дела достойны смерти; однако не только их делают, но и делающих одобряют" (Рим. 1:25; 28-32). Мы всегда должны помнить, что вся Священная история Израиля имела единственную и великую цель - явление в мир Иисуса Христа для нашего искупления от вечной смерти. Если бы эти духовно развращенные хананейские народы остались на той земле, которую Бог дал богоизбранному народу, они бы развратили бы и Израиль. Ведь в тексте, на который сделана ссылка сказано: "дабы они не научили вас делать такие же мерзости, какие они делали для богов своих, и дабы вы не грешили пред Господом Богом вашим" (Втор. 20:18).

К чтению книг Ветхого Завета должно преступать только просветившись евангельским светом. Тогда сознание духовно очищенное, сможет увидеть в Священной истории действия Божественного Промысла, ведущего человечество от вечной смерти к блаженной жизни. Иначе мы привносим в восприятие священных текстов наши земные ценности (этнические, политические и проч. симпатии и антипатии).

В Ветхом Завете нет и намека на этническое превосходство евреев. Речь идет только о религиозном превосходстве и только в ветхозаветные времена. Это подтверждается текстом: Господь говорит Моисею о израильском народе, поклонившемся золотому тельцу "Вижу Я народ сей, вот он народ жестоковыйный; не удерживай Меня, и Я истреблю их, и изглажу имя их из поднебесной, а от тебя произведу народ, который будет сильнее и многочисленнее их" (Втор. 9:13-14). Во многих пророческих книгах содержатся самые нелицеприятные обличения еврейского народа: "Не радуйся, Израиль, до восторга, как другие народы, ибо ты блудодействуешь, удалившись от Бога твоего: любишь блудодейные дары на всех гумнах" (Ос. 9:1). Да, Господь одинаково всех любит и одинаково всех наказывает за отступления от Божественной правды. Вспомним какая участь постигла Израиль, когда в 70 г. по Р.Х. легионы Тита взяли Иерусалим. Как сообщает современник "войско не имело уже кого убивать и что грабить. Ожесточение не находило уже предмета мести, так как все было истреблено беспощадно" (Иосиф Флавий. Иудейская война. VII, 1, 1).

Архимандрит Иов (Гумеров)
Православие. Проповеди. Лекции. Беседы
Православие. Проповеди. Лекции. Беседы сегодня в 08:00
Все заповеди, все, весь Новый Завет, весь Ветхий завет направлены только на одну заповедь – о любви к Богу. А что это значит? Это значит всю жизнь посвятить угождению Богу. Через ближнего, конечно, потому что Бога не видел никто нигде (см. Ин. 1, 18) – сказано в Писании. И судить о нашей любви к Богу можно по тому, как мы взаимодействуем с ближним, а ближний – это настолько драгоценное для Бога существо, что даже вообще странно подумать. Вот эти существишки такие противные, угрюмые, жадные, – можно перечислять до следующей пятницы – и Он за них, чтобы их спасти, отдал на смерть Единородного Сына. Вместо того, чтобы в очередной раз устроить потоп или лесной пожар, чтоб всё сгорело, новых создать. Но Бог понял, что это бесполезно. Лучше рассказать им об истине. Но рассказать – они ничего не понимают всё равно. Почему? Ну они бестолочи. Поэтому лучше показать. И вот, Он им показал Сына Божия: вот, Божественный Логос сошёл на землю, стал Человеком, каждый может на Него посмотреть и сказать: "Вот это Человек!". И захотеть стать таким. И из семи миллиардов кто захочет стать таким, тот станет христианином. И вот таких людей из каждого поколения Господь берёт к Себе в Своё Царство. А остальные? А остальные – в геенну огненную. Поэтому эта заповедь о любви к Богу – наиважнейшая.

Протоиерей Димитрий Смирнов
Православие. Проповеди. Лекции. Беседы
Православие. Проповеди. Лекции. Беседы вчера в 22:00
Открыть Ему двери

Главный праздник христиан — праздник Пасхи. Это праздник воинов, выигравших битву. Израненные, но живые; уставшие, но радостные; сжимая оружие в налившихся тяжестью руках, воины смотрят на знамя победы. Вот оно медленно, но верно поднимается над войском, и из тысячи грудей раздаётся победное «ура!». Это — Пасха.

А второй по значимости праздник — Рождество. Это праздник детей. Они скачут вокруг ёлки, взявшись за руки, срывают с её пахучих веток пряники и конфеты, и никто их за это не ругает. Сегодня праздник и можно всё, кроме, разве что зажигать огонь под ёлкой. Под каждой подушкой подарок, в воздухе запах апельсинов, и стёкла окон раскрашены морозом так, что лучшему художнику повторить не под силу. Это — Рождество.

В течение одного литургического года Церковь даёт нам в полной мере пережить духовное детство и духовную зрелость — по крайней мере, по разу. Сначала человек бывает маленьким. Поэтому праздник христианского детства — Рождество — стоит вначале. Затем человек вырастает и окунается в драматическую двусмысленность жизни, где можно не заблудиться и не пропасть только благодаря Пасхальной победе. Эти два праздника взаимосвязаны и натянуты между полюсами христианской жизни, как звенящая струна. Они образуют ось, вокруг которой вращается Вселенная. И мы в этом году вновь в очередной раз дышим морозным и пьянящим воздухом Богоявления.

Я не ошибся: праздник Рождества, так же как и праздник Крещения, носил в древности это имя, и долгие годы оба праздновались в один и тот же день. Поскольку воздух этого праздника — воздух радостного детства, я позволю себе объяснить его смысл ещё одним детским примером. Многим из нас известно, как любопытны дети, как жадны они ко всему новому и необычному. Всклокоченный, как воробей, мальчуган вбегает во двор (класс, детскую площадку) и с сияющими от радости глазами кричит: "Эй, пацаны, там такое!" Десятки глаз загораются в ответ: "Какое? Где?" Объяснять долго и трудно… "Айда покажу!" И вот уже быстрые детские ноги с топотом конского табуна бегут за первооткрывателем, за тем, кто первым увидел что-то необычное.

Так и нам предстоит с любопытством и замиранием сердца (ничуть не уменьшающимся оттого, что мы знаем, что произошло) побежать к Вифлеемской пещере. Ни у кого из нас нет отговорок: пойти туда должны все. Если ты любишь науку, изучаешь природу, постигаешь смысл мироздания, но не молишься Богу и не веришь в Христа Его, волхвы обличат тебя и звёзды будут мерцать над тобой осуждающе. Если ты прост и неучён, зарабатываешь свой хлеб тяжелым и однообразным трудом и при этом ропщешь на судьбу, считаешь христианство привилегией сытых и праздных — пастухи станут пред тобою живым и молчаливым укором. Даже если ты осёл (например, по упрямству) или вол (скажем, по неповоротливости ума) — и тогда наклонись к яслям и согрей Новорожденного паром твоих ноздрей.

Одна из лютых бед нашего времени — одиночество. Классическое, традиционное общество разрушается. Слабеют кровные связи, шатается брак, естественное становится редкостью, уродливое называется нормой. Человеку, живущему среди суетливого многолюдства, может быть годами не с кем поговорить. Небо становится свинцовым, и кажется, что Там о тебе не помнят. Земля становится неприветливой, и ты ходишь по ней так, как будто вытираешь об нее ноги, со страхом думая о том, что в неё же придётся возвратиться. "Я не убил и не украл", — любит говорить про себя современный человек в качестве самохарактеристики, и, несмотря на это, живет, как Каин, стеная и трясясь.

И тут такая радость! Ко мне пришёл Великий Гость. "Ко мне идёшь, Господи. Меня ищешь, заблудшего", — такими словами Церковь многократно воспевает пришествие Бога в мир. Бог пришёл к нам в гости. Крайне нечестиво не оказать Ему гостеприимство: не прибраться в доме своей души, не приготовить что-нибудь пусть нехитрое, но вкусное. Совсем кошмарно — не открыть Ему дверь.

Гостеприимство не зря считалось величайшей добродетелью на Востоке. Люди как будто чувствовали, что радушие к неизвестному страннику может родить из себя нечто большее. И действительно, некоторые под видом людей принимали в гости Ангелов, и за это принимали благословение, спасались от гибели… Но самым большим и неожиданным плодом гостеприимства является принятие в гости Самого Христа. Вот ещё одна грань этого праздника. То есть в этот день мы и хохочущие, пляшущие возле ёлки дети, и — радушные хозяева, открывшие дверь на стук и неожиданно впустившие в дом Владыку мира.

Чем больше живёшь и думаешь, тем больше удивляешься: как люди живут без Бога? Чем они живут? На что надеются? О чём радуются? И вообще, жизнь ли это? Сам Христос удивлялся на земле двум вещам: вере и неверию. Он радостно удивился вере капернаумского сотника и, глядя на законников, дивился неверию их (Мк. 6, 6). Давайте в эти радостные дни удивим Спасителя верой. Давайте сделаем кто что может для того, чтобы в нашем пластмассовоцеллулоидном мире Богу было чем полюбоваться.

Протоиерей Андрей Ткачев
Православие. Проповеди. Лекции. Беседы
Православие. Проповеди. Лекции. Беседы вчера в 20:00
Господь говорит об этих заповедях – о любви к Богу и любви к ближнему, потому что все заповеди делятся на две части. Первая часть заповедей – это об отношениях человека и Бога, а вторая и большая часть – об отношении человека к человеку. Вот и всё. Просто так всегда удобней, чтобы научно исследовать какой-то объект, его мысленно расчленить. А так это всё одно. Как Блаженный Августин сказал: "Люби Бога и делай что хочешь". Потому что если ты любишь Бога так, как Бог это понимает, то тебе не надо говорить о любви к ближнему. Ты и кота будешь любить, и попугая Кузю будешь любить, ты будешь любить всякую тварь, ты будешь её миловать, потому что если ты любишь Бога, ты будешь любить всякое творение Божие.

Ты никогда не будешь топать по траве, если есть тропинка. Ты никогда с парохода не кинешь в море окурок. Ты никогда в лесу не оставишь пластиковую бутылку, потому что она может лежать сто лет, и ничего с ней не будет. Ты не будешь гадить, а будешь, наоборот, украшать. Потому что ты любишь Бога, Который создал красоту. Ты же не будешь уродовать то, что Им создано. Для тебя не надо будет писать объявления: "не кури", "не плюй", "не размалёвывай лифт", "не блюй". Это не надо человеку. Заповеди даны человеку, который потерял разум. Ему пишут: не опивайтесь вином (Еф. 5, 18) или ещё проще: не убий (Втор. 5, 17), не кради (Втор. 5, 19). Тому, кто любит Бога, не надо говорить: "чти отца и мать" (см. Втор. 5. 16), он всегда с почтением не только к своей матери, но и к чужой, к любому старшему человеку.

Он не будет стоять у доски, руки в карманы: "А чё? А чё Вы мне говорите?". Человек с ним занимается, бесплатно учит его арифметике, получает за это не Бог весть какие деньги, чтоб с этими ублюдками дело иметь, а они ему хамят. И в ответ ничего нельзя сказать: тут же прокурор придёт, потому что прокурору делать нечего, он не справляется с преступностью, ему лучше раскрывать дела, которые, собственно, никуда не прячутся. Лишние палочки получает, и у него всё в порядке, он на хорошем счету.

Любому государственному служащему никогда не нужен результат работы. А что ему нужно? Ему нужно быть на хорошем счету, вот что. У него свой счёт. Вы, все остальные люди, его не интересуете. Его интересует только то, как корпорация, в которой он состоит, смотрит на его деятельность, чтоб начальство было довольно, чтобы в коллективе были хорошие отношения. Вот это вот для него важно – что о нём люди говорят. А там, какой результат – да пусть всё сгорит! Это ему совершенно не важно. И так в любом ведомстве. Почему? Нет любви к Богу. И нет любви к ближнему.

Протоиерей Димитрий Смирнов