Nebaz.ru
vk.com/evald_ilyenkov Количество участников: 4646
Название группы
Эвальд Ильенков
Статус
культура мышления
Страна
Россия
Город
Санкт-Петербург
Описание
Страница памяти выдающегося философа и психолога-педагога - Эвальда Васильевича Ильенкова (1924-1979) http://caute.ru/ilyenkov/texts.html
Сайт
http://amaid.tk/ilyenkov/
Тип сообщества
Публичная страница
Тип деятельности
Fan community
Записи сообщества:
Эвальд Ильенков
Эвальд Ильенков 5 мая в 11:03
Люди сами делают свою историю, но они ее делают не так, как им вздумается, при обстоятельствах, которые не сами они выбрали, а которые непосредственно имеются налицо, даны им и перешли от прошлого. Традиции всех прошедших поколений тяготеют, как кошмар, над умами живых.
__________
Карл Маркс "Восемнадцатое брюмера Луи Бонапарта"
Эвальд Ильенков
Эвальд Ильенков 4 мая в 10:56
Миф о Гегеле и технология его создания

Работа профессора Принстонского университета Вальтера Кауфмана «Миф о Гегеле и технология его создания» впервые была опубликована еще в 1959 году в США. Несмотря на все историческое значение философии Гегеля, некоторые его критики не утруждают себя изучением первоисточников и фундаментально значимой исследовательской литературы. Это открывает возможность не только для недопонимания, но и для сознательной спекуляции и превратной, в том числе политически ангажированной, интерпретации, замещающей реальные взгляды Гегеля мифотворчеством трактующего их мыслителя. Работа Кауфмана раскрывает технологию создания мифологических представлений о философии Гегеля на материале, предоставленном известным и влиятельным идеологом либеральной доктрины «открытого общества» Карлом Поппером.
Эвальд Ильенков
Эвальд Ильенков 30 апр. в 23:14
Свободное воображение отличается от действия по штампу тем, что в нем всегда присутствует более или менее очевидная индивидуальная вариация тех форм деятельности, которые уже «заштампованы», формализованы, выражены в строго однозначных формулах и предписаниях. В то же время это индивидуальное отклонение, эта индивидуальная вариация общих принципов вовсе не произвольна... То «индивидуальное» отклонение от общей нормы работы воображения, которое вызвано не капризом, а теми или иными серьезными и общезначимыми мотивами, причинами и потребностями, касающимися всех людей, и есть действие свободного воображения, или свободное действие воображения, в отличие и в противоположность действию, как по заштампованной традиции, так и по чистому произволу, свободному от всякой традиции, от всякой общей нормы.
__________
Эвальд Васильевич "Об эстетической природе фантазии"
Эвальд Ильенков
Эвальд Ильенков 13 апр. в 12:05
Полемизируя против субъективизма, Гегель говорит: «Правильно, однако, что категории не содержатся в непосредственном ощущении». Ведь если категории являются действительно формами бытия, определениями существования, то само их конкретно данное бытие (Geradesosein) должно проявляться в самых простых реакциях на окружающий мир, во взаимоотношениях самих вещей, не говоря уже о самой первоначальной практике. То, что их осознание, закономерное возникновение их в практике и теории есть значительный шаг от чистой непосредственности, -этого, конечно, отрицать нельзя. Но никакое живое существо не могло бы совершать процесс своего воспроизведения, не реагируя на эти определения бытия некоторым реальным, относительно адекватным действительности образом. Эту необходимость мы уже выяснили при обсуждении закономерности. Когда, таким образом, Мольер показывает, что его «мещанин во дворянстве», не зная этого, на протяжении всей своей жизни говорил прозой, то в этой комической реплике сущность категорий понята более адекватно, чем у Гегеля, хотя проза является лишь способом воспроизведения бытия, а не способом [бытования] самого бытия.
__________
Дьёрдь Лукач "К онтологии общественного бытия"
Эвальд Ильенков
Эвальд Ильенков 7 апр. в 22:40
Человек с развитым воображением «видит» вещь глазами «всех других людей» (в том числе и людей угасших поколений) «сразу», интегрально, непосредственно. Он не вынужден для этого «воображать» себя на месте каждого из этих людей.
Это может иметь место только в том случае, если работа его воображения с самого начала организована и регулируется формами, имеющими «универсальный» характер. А эти формы, организующие работу воображения, представляют собой продукт такой же длительной «дистилляции», как и логические формы, категории логики. В них выражен опыт работы творческого воображения всех протекших веков, всех поколений, на плечах которых выросла современная форма культуры воображения.
__________
Эвальд Васильевич "Об эстетической природе фантазии"