Мудрые советы святых православных старцев сегодня в 11:00
5 мая 2024 г. ( 22 апреля ст.ст.), воскресенье.
ПАСХА.
СВЕТЛОЕ ХРИСТОВО ВОСКРЕСЕНИЕ.
Поста нет.
Христос воскресе, дорогие братья и сестры! В этот день, который Святая Церковь именует Праздником праздников и Торжеством из торжеств, в день Светлого Христова Воскресения, за богослужением мы слышим особое евангельское чтение – это первые семнадцать стихов первой главы Евангелия от Иоанна.
Евангелие от Иоанна, глава 1, стихи 1–17:
1.1. В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог.
1.2. Оно было в начале у Бога.
1.3. Все чрез Него начало быть, и без Него ничто не начало быть, что начало быть.
1.4. В Нем была жизнь, и жизнь была свет человеков.
1.5. И свет во тьме светит, и тьма не объяла его.
1.6. Был человек, посланный от Бога; имя ему Иоанн.
1.7. Он пришел для свидетельства, чтобы свидетельствовать о Свете, дабы все уверовали чрез него.
1.8. Он не был свет, но был послан, чтобы свидетельствовать о Свете.
1.9. Был Свет истинный, Который просвещает всякого человека, приходящего в мир.
1.10. В мире был, и мир чрез Него начал быть, и мир Его не познал.
1.11. Пришел к своим, и свои Его не приняли.
1.12. А тем, которые приняли Его, верующим во имя Его, дал власть быть чадами Божиими,
1.13. которые ни от крови, ни от хотения плоти, ни от хотения мужа, но от Бога родились.
1.14. И Слово стало плотию, и обитало с нами, полное благодати и истины; и мы видели славу Его, славу, как Единородного от Отца.
1.15. Иоанн свидетельствует о Нем и, восклицая, говорит: Сей был Тот, о Котором я сказал, что Идущий за мною стал впереди меня, потому что был прежде меня.
1.16. И от полноты Его все мы приняли и благодать на благодать,
1.17. ибо закон дан чрез Моисея; благодать же и истина произошли чрез Иисуса Христа.
Деяния святых Апостолов, глава 1, стихи 1–8:
1.1 Первую книгу написал я к тебе, Феофил, о всем, что Иисус делал и чему учил от начала
1.2 до того дня, в который Он вознесся, дав Святым Духом повеления апостолам, которых Он избрал,
1.3 которым и явил Себя живым, по страдании Своем, со многими верными доказательствами, в продолжение сорока дней являясь им и говоря о Царствии Божием.
1.4 И, собрав их, Он повелел им: не отлучайтесь из Иерусалима, но ждите обещанного от Отца, о чем вы слышали от Меня,
1.5 ибо Иоанн крестил водою, а вы, через несколько дней после сего, будете крещены Духом Святым.
1.6 Посему они, сойдясь, спрашивали Его, говоря: не в сие ли время, Господи, восстановляешь Ты царство Израилю?
1.7 Он же сказал им: не ваше дело знать времена или сроки, которые Отец положил в Своей власти,
1.8 но вы примете силу, когда сойдет на вас Дух Святой; и будете Мне свидетелями в Иерусалиме и во всей Иудее и Самарии и даже до края земли.
(Ин. 1, 1–17)
На первый взгляд, удивительно, что для чтения во время пасхальной Божественной литургии избран евангельский отрывок, в котором ни слова не говорится о Воскресении Христа. Связано это с тем, что, согласно древнейшей церковной традиции, весь евангельский текст (от Матфея, Марка, Луки и Иоанна) разделен на фрагменты таким образом, чтобы в течение года Евангелие было прочитано полностью. А поскольку Евангелие от Иоанна самое глубокое, насыщенное богословскими понятиями и трудное для восприятия новичка, начало чтения этого Евангелия было приурочено к тому моменту, когда в Церкви «новичков» практически не оставалось.
Во время предпасхального Великого поста уверовавшие во Христа, но некрещеные христиане проходили «оглашения», то есть изучали основы христианской веры. А накануне Пасхи, на литургии Великой Субботы, совершалось массовое крещение подготовившихся к этому событию христиан.
Таким образом, в пасхальной Божественной литургии участвовали практически только «верные», которые, согласно пониманию Церкви, были подготовлены к слушанию самого сложного по содержанию Евангелия.
В начале было Слово (Ин. 1, 1). Трудно сказать что-то более лаконичное и более значительное в богословском смысле. Каждый читатель Библии при виде этих слов возвращается к ее началу, Книге Бытия, которой открывается Ветхий Завет: В начале сотворил Бог небо и землю (Быт. 1, 1). Возвещение Иоанна, начинающееся с тех же слов «в начале», открывает новую эру: мира преображающегося, приобщающегося через Иисуса Христа к Богу.
Этими словами – по замечанию Александра Павловича Лопухина – евангелист обозначает вечность Слова. Уже само выражение «в начале» ясно указывает на то, что бытие Логоса совершенно изъято от подчинения времени как форме всякого тварного бытия, что Логос существовал «прежде всего мыслимого и прежде веков», как пишет святитель Иоанн Златоуст.
Но что это за Слово? В оригинальном тексте Нового Завета на этом месте стоит древнегреческое слово «Логос», которое можно перевести не только как «слово», но еще и как «мысль», «смысл». Понятие Логоса как разумного принципа, управляющего миром, играло очень важную роль в античной философии.
Но Иоанн Богослов вкладывает в это совершенно иное значение: теперь Логос – это уже не безликий закон, а Христос, Бог Слово, воплотившийся и живший среди людей, умерший на Кресте за наши грехи и Своим Воскресением открывший человечеству путь к вечной жизни.
А потому кульминацией сегодняшнего евангельского чтения можно назвать следующие строки: Слово стало плотию, и обитало с нами, полное благодати и истины; и мы видели славу Его, славу, как Единородного от Отца (Ин. 1, 14). Христос, Единородный Сын Небесного Отца, принял человеческую природу, обитая среди людей и наделяя нас благодатью Божией.
Византийский богослов XII века Евфимий Зигабен пишет: «Сын Божий стал Человеком, чтобы люди стали сынами Божиими. Когда слышишь: Слово стало плотию, не подумай, что изменилось существо Божие, которое неизменно и невредимо, но что Слово, оставаясь тем, чем было, стало тем, чем не было, или: оставаясь Богом, стало Человеком через восприятие плоти, одушевленной, конечно, мыслящей и разумной душой».
А вершиной тернистого пути Спасителя, увенчанного страданиями и голгофской Жертвой, является Его Воскресение. И как Крестной смертью Спасителя совершено очищение наших грехов, так и Его Воскресением дарована нам вечная жизнь.
Воскресение Христово, дорогие братья и сестры, является основой нашей веры и первой, важнейшей, великой истиной, источником постоянной радости. Ведь именно через Воскресение Христово человек обретает возможность приобщиться к ниспосылаемой свыше благодатной силе, дабы жить по правде и заповедям Божиим.
Помогай нам в этом воскресший Господь!
ПРОПОВЕДЬ ДНЯ
Попрана напоследок и смерть
Протоиерей Вячеслав Резников.
Христос воскресе!
«В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог».
Так Святая Церковь каждый год обновляет круг евангельских чтений. Снова и снова начинается проповедь о том, что все, что есть, – все по воле Бога «начало быть, и без Него ничто не начало быть, что начало быть». Проповедь о том, что только в Боге — жизнь, которая есть единственный свет для нас, человеков. О том, что этот свет «во тьме светит, и тьма не объяла его».
Слово Божие сегодня звучит особенно торжественно, особенно победоносно. Потому что сегодня оно озарено светом величайшего дела Божия, светом Его победы над грехом и смертью, светом отверстых врат Царства Небесного. Слово Божие сегодня звучит среди неповторимых пасхальных песнопений, среди восклицаний: «Христос воскресе»! Оно звучит на разных языках, и мы чувствуем, что для Слова Божия нет границ.
Проповедь Воскресения Христова — проповедь живых свидетелей. Воскресший Господь сказал: «вы примете силу, и будете Мне свидетелями» «даже до края земли». И Апостолы всюду возвещали о том, что «Слово стало плотию и обитало с нами, полное благодати и истины, и мы видели славу Его». Уверуйте в Него, и Он даст вам невиданную «власть быть чадами Божиими, которые ни от крови, ни от хотения плоти, ни от хотения мужа, но от Бога родились».
От опустевшего гроба свет Воскресения стал неудержимо разливаться по всему миру, изгоняя смерть и делая жизнь поистине жизнью. И каждый церковный праздник, каждое святое воспоминание обретает свой смысл только в свете Воскресения. Потому что если Христос не победил смерть, то для чего чистота Пресвятой Девы? Для чего страдали мученики? И даже все события земной жизни Господа, даже Его Рождество: если Христос не воскрес, то для чего Он родился?
Вот какой сегодня день. «Просветимся, людие: Пасха, Господня Пасха! От смерти бо к жизни, и от земли к небеси, Христос Бог нас приведе, победную поющия».
Но как важно при таком торжестве не пропустить ни одного евангельского слова! «В мире был, и мир чрез Него начал быть, и мир Его не познал. Пришел к своим, и свои Его не приняли». А ведь это говорится о Нем же, о Боге Слове, о Господе нашем Иисусе Христе!
Но как же так? Ныне все исполнено света, «небо же и земля и преисподняя», а мир Его не познал? Адская тьма не может Его поглотить, а свои могут не принять? Да кто же эти «свои»?
Но лучше вспомним читанное на страстной седмице. Когда Господь сказал Апостолам: «один из вас предаст Меня», то «они весьма опечалились, и начали говорить Ему, каждый из них: «не я ли, Господи» (Мф.26:21-22)? Так и сегодня: «Не я ли, Господи»?
Чему я радуюсь? Песнопениям? Праздничному убранству? Концу поста? Или я радуюсь только Господу, Который есть «первый и последний, Который был мертв, и се, жив» (Откр.2:8)? Жду послабления плоти, или готов на все, лишь бы возвеличился «Христос в теле моем, жизнью ли то, или смертью» (Флп.1:20)?
Господь всех зовет на Свой праздник. И тех, кто с первого часа трудился, и тех, кто с шестого; и в «единонадесятый час пришедших» призывает. Воздержанных и ленивых, постившихся и не постившихся, чтобы никто не мог отговориться. Он все глубже и глубже сходит за нами, Он поистине снисшел «в преисподняя земли». Но и мы способны все глубже и глубже уходить от Него в бездонную пропасть греха и богоотвержения…
Не я ли, Господи?..
Но «да не одолеет наша злоба Твоей неизглаголанной благости и милосердия».
Христос воскресе!