Nebaz.ru
vk.com/inochestvo Количество участников: 12283
Название группы
Иное житие
Статус
Блог о православном монашестве, молитве, аскетике
Тип сообщества
Группа
Тип деятельности
Религия
Записи сообщества:
Иное житие
Иное житие 6 июля 2021 в 15:00
«Нам нужно себя духовно укреплять. Потому что времена непростые, ответственные. И каждый человек, кроме общих для всех испытаний, преодолевает свое личное искушение. Для того чтобы пройти все испытания, человек должен быть духовно крепким, сильным. Эта крепость духовная дается через молитву. Добрые дела – тоже хорошо, но молитва важнее. Надо, чтобы люди уделяли время молитве, лично обращались к Богу. В молитве человек может себя полностью реализовать: принести Богу и свое покаяние, и благодарение, попросить то, что ему нужно, чтобы Господь защищал его на всех путях жизни. Все для себя человек может получить в обращении к Богу, поэтому молитве следует уделять особое внимание».

Блаженнейший Митрополит Киевский и всея Украины Онуфрий
Иное житие
Иное житие 23 апр. 2022 в 16:51
ПАСХА. Светлое Христово Воскресение. Прямая трансляция из Святогорской Лавры
Иное житие
Иное житие 22 апр. 2022 в 20:11
ПРОПОВЕДЬ МИТРОПОЛИТА АРСЕНИЯ В ВЕЛИКИЙ ПЯТОК
Видео на Youtube 🎬 https://youtu.be/QBw_0yY3ZY4
Иное житие
Иное житие 7 февр. 2022 в 11:20
«ПРИХОД ЧЕЛОВЕКА В МОНАСТЫРЬ НЕСЕТ В СЕБЕ НЕКУЮ ТАЙНУ»
/Интервью с митрополитом Владимиром (Морозом), наместником Свято-Успенской Почаевской Лавры/

— Что влечет людей в монастыри в наше время? В монастырь уходят или приходят?

— Я бы сказал, что приход человека в монастырь несет в себе некую тайну. Пожалуй, вы не найдете монаха, который бы четко и определенно ответил на этот вопрос иначе, чем «Господь призвал». Мы не можем ответить на вопрос — почему мы родились или почему мы живем в этой стране, а не в какой‑то другой. Так же и в духовной жизни: одни люди верят в Бога, другие живут исключительно в материальной плоскости. Кому‑то достаточно раз в неделю побывать в церкви, а кто‑то посвящает церковному служению всю свою жизнь. Монах посвящает всецело себя Господу, следуя призыву Христа: «И всякий, кто оставит домы, или братьев, или сестер, или отца, или мать, или жену, или детей, или земли, ради имени Моего, получит во сто крат и наследует жизнь вечную» (Мф. 19:29). Это особый путь служения Богу, но он вовсе не означает, что он единственно верный для спасения души. Служить Богу и исполнять Его заповеди можно где угодно, а быть христианином в миру в наше время особенно трудно, это настоящий подвиг. Церковь Христова — неиссякаемый источник благодати, и кто сподобился получить ее в церковных Таинствах, тот не променяет ее ни на какие земные блага. В монастыре человек имеет возможность стяжать благодать Святого Духа в особо благоприятных для этого условиях, но от такого человека требуется постоянный усердный труд. Как говорили старцы: «Усилие от нас, а помощь от Господа». Так что можно сказать, что в монастырь и уходят, и приходят. Уходят от мира и приходят в монастырское братство.

— Бывает ли так, что человек приходит в обитель в романтических чувствах, начитавшись книг о великих подвижниках, а, осознав, что его представления о монашестве не совпали с действительностью, покидает ее? Это распространенное явление? У монастырей есть какие‑то способы защиты от такого рода мечтателей?

— Романтические чувства характерны, как правило, для молодых людей, неофитов. Ведь и в число братии попадают не сразу и не все желающие. Был случай, когда в монастырь пришел молодой человек, начитанный в святых отцах, особенно хорошо знающий труды преподобного Симеона Нового Богослова. Кроме того, он знал несколько европейских языков, а также арабский и еврейский. Он высказал горячее желание монастырской жизни, но когда его поселили в многолюдную келью и отправили на послушание на кухню (через это проходят все пришедшие в монастырь), то тут же его желание подвизаться в монастыре исчезло. Конечно, ему можно было бы выделить отдельную удобную келью, но смог ли бы в таких условиях раскрыться человек его потаенного сердца? Как бы он научился основополагающим христианским добродетелям — смирению и послушанию? Как видите, у нас довольно жесткие, но испытанные веками способы определения того, насколько искренне человек пришел в монастырь.

— Несколько лет назад и в светских, и в православных СМИ поднялся шум относительно книги бывшей послушницы, описавшей жизнь монастыря в негативных красках. Послушание игуменье автор представила как рабство, а монастырь — чуть ли не тюрьмой.

— Если человек приходит в монастырь не по призванию, а с желанием самоугождения и служения своим страстям и похотям, то, действительно, он начинает воспринимать монастырь как казарму или тюрьму. Тем более, если в миру совершенно не было за ним никакого родительского контроля и ему все было позволено. Но на самом деле, как бы это высокопарно ни прозвучало, лишь в монастыре человек обретает подлинную духовную свободу и учится по‑настоящему любить. Дело в том, что в миру отношения людей друг с другом чаще всего имеют меркантильный и временный характер до первого серьезного конфликта, а в монастыре человек учится преодолевать свою самость, свое «я» и жить для Бога и других людей, молиться, подражая в этом Самому Христу, за всех — не только за хороших, но и за плохих.

— Почему при постриге человеку меняют имя?

— Это ощутимое начало новой жизни. Человек таким образом отрекается от своей прежней греховной жизни и побуждается к решимости жить по‑новому. Если раньше, до монашества Василий (допустим) многое себе мог позволить такого, чего теперь стыдится, то сейчас с новым именем — к примеру, Мелхиседек — он стремится подражать в жизни Христу и святому, в честь которого его назвали.

— Почему у монахов только три обета — девства, послушания и нестяжания? И почему именно такие?

— Указанные обеты, если человек старается тщательно их исполнять, позволяют ему приобрести множество других добродетелей и избавиться от пагубного воздействия грехов. Девство, например, дает возможность стяжать целомудрие, кото- рое, по мысли преподобного Иоанна Лествичника, является совокупностью всех добродетелей. Послушание научает основе добродетельной жизни — смирению — и избавляет от многих непредвиденных и нежелательных искушений, о чем пишет преподобный авва Дорофей. Нестяжание помогает сокрушить, по мысли апостола Павла, корень всякого зла — сребролюбие — и научиться подлинному нелицемерному милосердию, сопереживанию и состраданию к другим людям.

— Есть ли какие‑то отличительные черты именно у современного монашества? Ведь в обители приходят из мира, а не «падают с Луны».

— Божья Матерь до рождества — Дева, в рождестве — Дева и по рождестве — Дева. На иконах это Ее состояние изображается в виде трех звезд — на челе и плечах Пречистой. Она являет идеальный образ монашеской жизни, и потому мы, монахи, именуем Ее нашей Игуменией, Ей посвящаем наши обители. Кроме девства, Божья Матерь была украшена и другими добродетелями: смирением, послушанием, нелицемерной любовью, — которые все мы призваны в монашестве и в мирской жизни стяжать.

— Труд и молитва — два главных дела монаха. А что самое главное в молитве? Как научиться подлинной молитве?

— В монастыре идеальные условия для молитвы, ей посвящается значительная часть дня, а иногда и ночи. С помощью молитвы мы выходим на связь не с такими же, как и мы, смертными людьми, а со Всемогущим, Всемилосердным, Вселюбящим Богом. Молитва — главное монашеское занятие. Если молитва в монастыре становится второстепенным делом, то, как правило, такие обители не процветают, подвергаются разорению и мерзости запустения. Но в то же время молитва, хотя и самое благоприятное, но и самое трудное занятие, ибо ей мешают мир, наши грехи и страсти. По-настоящему молится лишь тот человек, который объявляет решительную войну миру, плоти и диаволу. Таким образом, молитве учатся через покаяние, осознание своей греховности и решительную борьбу с ней.

— Современный мир все чаще называют постхристианским. Какова роль монастырей сегодня? Что они могут дать современным людям? Раньше монастыри были «двигателями прогресса» в плане развития культуры, науки, просвещения. Что можно сказать о нынешних монастырях в этом ключе?

— Да, многие современные люди смотрят на монастыри и монашество лишь как на красивую экзотику и совершенно не понимают смысла иноческого жития. Может показаться, будто нынче монастыри не имеют такого влияния на жизнь этого мира, какое имели раньше, но это на первый внешний неискушенный взгляд. На самом деле и сейчас наши монастыри незаметно оказывают огромное влияние не только на христианский мир, но и на людей совершенно чуждых христианским идеалам. Нет такого христианина, который бы не мечтал поехать в паломничество в нашу Почаевскую или Киево-Печерскую, или Святогорскую Лавры и другие монастыри. Что их влечет сюда? Прежде всего, размеренный, неторопливый и уставной строй богослужений, возможность неспешно очистить свою душу во время исповеди у опытных духовников, а главное — все паломники вдохновляются благодатным устроением обителей, их многочисленными святынями: чудотворными иконами и мощами преподобных.

Все это побуждает священников и мирян и на своих приходах стремиться к идеалу христианской жизни. И верующие миряне, которые трудятся среди обычных светских людей, подобно соли, без слов, предохраняют от полного разложения и гниения окружающий их мир. Так что и доныне монастыри продолжают нести свою миссию духовного просвещения. Во время карантина во всех наших Лаврах налажены прямые видео- и аудиотрансляции всех монастырских богослужений. С помощью интернета их теперь могут увидеть и услышать во всех концах земли. Как видим, благодаря монахам на земле никогда не прекращается молитва. И в этом польза для всего мира, ибо мир стоит молитвою, а когда ослабеет молитва, тогда мир погибнет.

— Прокомментируйте, пожалуйста, цитату святителя Григория Богослова: «То́т монах, кто живет для Бога, и притом для Него единого…» А как же «вера без дел мертва» (Иак. 2:26) и служение ближним? Ведь монастыри часто несут социальное служение, но выходит, это не главное?

— Говоря о служении монахов в современном обществе, святой Паисий Святогорец подчеркнул: «Дело монаха — стать сосудом Святого Духа. Он должен сделать свое сердце таким чутким, как листочек сусального золота. Все делание монаха есть любовь, и в путь свой он тоже выходит от любви к Богу, которая заключает в себе и любовь к ближнему. Монах слышит о несчастье людей, его сердце скорбит болью, и он молится о мире. Так монах милует мир молитвой. Есть монахи, помогающие людям больше, чем мог бы помочь им весь мир».

(/Фото из архива Свято-Успенской Почаевской Лавры)

Источник: https://foma.in.ua/articles/faith/mitropolit-pochaevskij-vladimir-moroz-prikhod-cheloveka-v-monastyr-neset-v-sebe-nekuyu-tajnu

/Цикл интервью о монашестве на страницах журнала «ФОМА в Украине». Продолжение следует/
Иное житие
Иное житие 7 февр. 2022 в 06:05
КАК ВОЗРАСТАТЬ ДУХОВНО
/Наставления преподобного аввы Дорофея на каждый день недели: понедельник/

1. От незначительных грехов, от того, что говорим: какая важность в том или в другом, образуется в душе злой навык, и человек начинает нерадеть о великом.

2. Ибо от того, что человек не заботится о своих грехах и не оплакивает своего мертвеца (cвое греховное состояние), не может он преуспеть ни в чем добром, но всегда обращает внимание на дела ближнего.

3. Ничто так не обнажает человека и не приводит в оставление Богом, как злословие или осуждение или уничижение ближнего.

4. Порицать – значит сказать о ком-нибудь: такой-то солгал или разгневался или впал в блуд или сделал что-либо подобное.

5. Осуждать – значит сказать: такой-то лгун, гневлив, блудник.

6. Уничижение есть то, когда человек не только осуждает другого, но и презирает его, т.е. гнушается ближним и отвращается от него как от некоей мерзости. Это хуже осуждения и гораздо пагубнее.

7. Ты гневаешься и не стыдишься, что гневаешься и обижаешь брата своего? Разве ты не знаешь, что он есть Христос и ты оскорбляешь Христа?

8. Авва Аммон покрыл брата, скрывавшего под кадкой женщину. См. Поучение 6.

9. Как рыбаки, когда закинут уду в море, и, поймав большую рыбу, чувствуют, что она мечется и бьется, то не вдруг сильно влекут ее, ибо иначе прервется вервь и они совсем потеряют рыбу, но пускают вервь свободно и послабляют ей идти, как хочет; когда же увидят, что рыба утомилась и перестала биться, тогда мало-помалу притягивают ее. Так и святые долготерпением и любовью привлекают брата, а не отвращаются от него и не гнушаются им.

10. Случается, что брат погрешает по простоте, но имеет одно доброе дело, которое угодно Богу более всей жизни.

11. Видя, что брат его согрешил, преподобный, вздохнув, сказал: «Горе мне; как он согрешил сего дня, так согрешу и я завтра». При этом он не удовлетворился этим, но себя повергнул под ноги его, сказав: и он по крайней мере покается о грехе своем, а я не покаюсь как должно, не достигну покаяния, не в силах буду покаяться.

12. Пусть мы немощны и не можем трудиться, но неужели мы не можем смириться?

13. Первое смирение: почитать себя ниже всех. Второе смирение: приписывать Богу свои подвиги.

14. Куда бы ни пошел укоряющий себя, какой бы не приключился ему вред или бесчестие или иная какая скорбь, он уже предварительно считает себя достойным всякой скорби и никогда не смущается.

15. Если кто со страхом Божиим рассмотрит самого себя и строго испытает свою совесть, то он непременно найдет себя виновным.

16. Если мы во всем, что с нами случается, считаем виновными самих себя, а не других, то это приносит нам много добра и доставляет великое спокойствие и преуспеяние.

17. Христос знает более меня, должен ли я получить желаемое, и Он будет мне вместо сей вещи или вместо сей пищи.

18. Если случится с нами нечто доброе, то это дело Божия Промысла, а если злое, то это за грехи наши.

19. Каждый небрежет и не соблюдает ни одной заповеди, а от ближнего требует исполнения заповедей.

20. Великий подвиг человека состоит в том, чтобы он пред лицом Божиим возлагал все согрешение свое на себя и ожидал бы искушений до последнего издыхания.

https://azbyka.ru/otechnik/Dorofej/kak_vozrastat_duxovno/#0_2

Из предисловия:

Эта книжечка составлена нами для пользы верующих людей, ищущих спасения. Она представляет собой краткий конспект Поучений преподобного Аввы Дорофея, которую Оптинские Старцы называли «азбукой монашества». Надеемся, что она будет полезна не только инокам и тем, кто желает стать на монашеский путь, но и всем, благочестно жити хотящим и желающим возрастать духовно.

Наставления преподобного аввы Дорофея разделены на семь поучений, каждое из которых соответствует определенному дню недели. Будем же стараться читать сии краткие наставления, чтобы не оказаться нам виновными за невежество и нерадение о своем спасении на Страшном Суде. Да спасет нас всех Христос Господь молитвами преподобного аввы Дорофея, Ему же слава со Отцем и Святым Духом во веки веков. Аминь.