prnrp 7 дек. 2023 в 19:56
Есть два типа рэпперов
Первый — хамелеоны. Это очень наслушанные ребята, гики, круглосуточно мониторящие соцсети в поисках новых стилей и поджанров, возникающих в западном интернете. Их суперспобсность — вовремя подхватить тренд, профессионально адаптировать новый звук под русскоязычный флоу.
Вторй тип — основатели. Это люди, которые однажды придумали свое звучание, не похожее ни на чье другое, и продолжают в нем работать на протяжении всей карьеры. Это не просто флоу, а музыка, саунд, мифология — целая система. Их суперспособность — конструирование герметичного художественного мира, в рамках которого им комфортно творить. Иногда рэпперы могут переходить из хамелеонов в основатели и наоборот, но как правило они остаются в одной из категорий всю карьеру.
Характерные примеры хамелеонов: ОГ Буда, Токсис, Обладает, Кизару, ранний Фараон.
Характерные примеры основателей: АТЛ, Макс Корж, Многознаал, Фейс, Рокет
Но есть рэппер, который не вписывается ни в одну из этих категорий. Он и натолкнул меня на идею поста. И зовут его, как вы догадались, Скриптонит.
Включите его последние альбомы: вы не услышите там и намека на дрилл, гло, джерси, плагнб, рейдж. В этом плане Скрип похож на основателя — он всегда работает в своем стиле, независимо от того, что происходит в актуальной музыке. Но при этом Адиль кардинально отличается от основателей — в каждом новом альбоме он изобретает новое звучание, выходя из зоны комфорта. Остается фирменный флоу и вокальные приемы, но музыкальная палитра каждого из 8-ми его сольников отличается кардинально. «ДСНЯ» — смесь из олдскула, трип-хопа, экспериментального трэпа и психоделического блюза. «Уроборос» — вновь экспериментальный трэп, вновь трип-хоп, но какой-то совершенно другой, электроника и альтернатива. «Праздник» — темный танцевальный рэп. «2004» — адаптация рэпа 2000-х и экспериментов с аналоговыми синтами. При этом пытаясь описать музыку Скриптонита через жанровые тэги ощущаешь, что обманываешь впервую очередь сам себя, и единственное слово, которое оказывается уместным — «экспериментально».
Скрип каждый раз придумывает свой звук с нуля, настолько его музыка далека от концепции референсов и трендов. И тем не менее, при всей самобытности и жанровой неопределенности, Скрип на протяжении многих лет умудряется регулярно выдавать большие хиты, причем абсолютно неформатные, вроде «Baby Mama» с абсолютно нетипичной для танцевальной музыки ударкой и сложными переходами внутри композиции. Или «Чистый» — медленный, меланхоличный, даже угрюмый трек, абсолютно не похожий на жизнерадостную чартовую музыку. Чартовый успех Скриптонита, главного экспериментатора русскоязычной музыки, просто необъясним — только и остается, что от бессилия пенять на его гениальность.