Nebaz.ru
vk.com/historyfacult Количество участников: 57487
1 контакт
Название группы
факультатив по истории
Статус
сам бы не прочёл
Описание
истории невыдуманные, Оля Андреева - тоже
Тип сообщества
Публичная страница
Тип деятельности
Место отдыха
Записи сообщества:
факультатив по истории
факультатив по истории 25 мая 2021 в 17:32
Залипалочка
факультатив по истории
факультатив по истории 3 мая 2021 в 17:41
После четырёх лет, проведенных в Италии, Глинке очень захотелось написать что-то русское. Ну вот знаете, как это бывает: сидишь на солнышке, пьёшь просекко, намазываешь рикотту на чиабатту, а на душе кошки скребут. Что написать, Глинка не знал, ни одной приличной темы в голове, но и терпеть уже было невозможно.

И вот он пришёл к друзьям и говорит, я не хочу больше писать для итальянцев, я не итальянец, мне вообще это всё не нравится, я хочу в России поставить русскую оперу, понимаете, на русском языке.

И Жуковский говорит, ну конечно, я тебя очень понимаю, вот, пожалуйста, Иван Сусанин – отличная тема, давай прямо сейчас сядем, слова напишем, кстати, у меня уже кое-что готово, послушай, здорово? Положишь это на музыку?

И Глинка такой: да, действительно, здорово, какой хороший сюжет, а я тут тоже кое-что придумал: я буду музыку вперёд писать, я ведь так спешу поставить что-то русское, я даже начну с конца сразу, с увертюры, а либретто мы потом сочиним, крутая идея?

И Жуковский говорит, очень крутая, потрясающая, вот пусть тебе тогда барон Розен и пишет под твою готовую музыку, годится, согласен?

Годится, говорит Глинка, согласен, Розен – чудесный парень, а ничего, что он немец?

Ну и что, что немец, говорит Жуковский, зато он секретарь его императорского величества и любые стихи любого размера может за вечер сочинить, тебе ведь это и нужно, бери и не выпендривайся.

И вот Розен приносит Глинке либретто, и Глинка читает и говорит, здорово, даже очень здорово, Вы просто молодец, а можно мы немного вот тут слова поменяем, а то они не совсем удачно друг с другом сочетаются, не по-русски как-то выходит.

А Розен говорит: «Ви не понимаетъ, это сама лучшiй поэзiя!»

И вот Глинка берёт это либретто, идёт репетировать, и к нему приходят и говорят, Вы знаете, такая удача, у нас скоро Большой театр открывается, а давайте Вашу оперу первой поставим, в честь открытия, здорово? Вы согласны?

И Глинка говорит, конечно, согласен, очень здорово, давайте поставим, и на следующих репетициях уже ничего не слышит, потому что кругом молотками бьют и канделябры вешают.

Но вскоре приходит император, и ему всё очень нравится: и театр, и канделябры, и артисты, и опера, и было бы чудесно посвятить её ему, императору, а, кстати, как она называется? «Иван Сусанин», говорит Глинка. А будет называться «Жизнь за царя», говорит император, здорово? Вы согласны?

Здорово, говорит Глинка, вздыхая.
Просто, блядь, замечательно.
Согласен.
факультатив по истории
факультатив по истории 21 апр. 2021 в 12:45
Трудное испытание посылает человеку господь, когда превращает его из образованного, но рядового специалиста в модного инфлюенсера, и Джон Рёскин этого испытания не выдержал. Когда аудитория так жадно слушает о прерафаэлитах и готике, страшно хочется заодно высказаться [о том, что лежит в твоей сумочке, составить десять фактов о себе и порекомендовать, куда пойти на выходных] по женскому вопросу. Будучи не в силах сопротивляться дьявольскому искушению и движимый своими, безусловно, самыми добрыми побуждениями, Рёскин сочинил для прекрасной половины человечества труд под названием «Письма и советы женщинам и молодым девушкам относительно: платья, воспитания, брака, сферы деятельности, влияния, работы, прав и проч.».

Книжечка, надо сказать, небольшая, по объёму, зато по содержанию впечатляющая очень. В ней Рёскин говорит, например, что главная задача женщины – быть очаровательной, объясняет, когда нужно одеваться красиво, а когда – изящно, напоминает о необходимости регулярно изгонять мрак из души мужа и советует, если нечем заняться, пойти поработать в саду. Сегодня книга Рёскина обязательно должна быть в библиотеке каждой радикальной феминистки, чтобы в минуты творческого кризиса и застоя открывать её на любой странице и уже через пару строк исходить пеной от бешенства. Вместе с тем очевидно, что при жизни автора его «Письма и советы» тиражировались без всякого сарказма.

В 1900 году магазин «Книжное дело» и И.А.Баландин выпустили очаровательный сборник Рёскина для русского читателя. По иронии судьбы, его переводчиком стал Лев Павлович Никифоров – в юности революционер, нечаевец, бывший заключенный Петропавловской крепости, муж Екатерины Засулич – сестры той самой революционерки Веры, – и я прямо вижу, как он сидит в своем кабинете, обложившись словарями, читает главу за главой и кричит сёстрам в соседнюю комнату: «Вера, Вы знаете, в чём Ваше предназначение? Быть очаровательной и выращивать цветы в саду! Вера, Вы опять неизящно оделись на теракт! Как там мой вкусный ужин?» – и все трое хохочут, хохочут гомерически.
факультатив по истории
факультатив по истории 13 апр. 2021 в 21:05
Симпатичное платье, правда? Кажется, что золотой нитью вышито. А это обыкновенная соломка. Из «Воспоминаний бывшей камер-юнгферы императрицы Марии Александровны» А.И.Яковлевой: «Белое платье цесаревны было вышито соломой, голова убрана красным маком и колосьями, платье украшено такими же цветами, в руках букет из таких же цветов» – к вопросу о том, кто мог позволить себе такие наряды.
факультатив по истории
факультатив по истории 8 апр. 2021 в 17:21
Если прийти в Москве в Музей архитектуры имени Щусева и подняться на второй этаж, вас там заботливо усадят на стульчик и включат старый советский фильм о Василии Баженове. С особым трепетом авторы этого фильма подчёркивают, что несмотря на всевозможные заманчивые перспективы, открывавшиеся перед юным архитектором во время его учёбы за границей, Баженов искренне стремился вернуться на родину и работать во благо отечества. Подумаешь, окончил парижскую академию, получил в Риме профессорский диплом, а сам Людовик XV тебе работу предлагает. В гостях, как говорится, хорошо, а дома <дворцовые перевороты, русско-турецкая война на носу, стройки замораживают, денег не платят> лучше. Шепнуть бы Василию Ивановичу, что «где родился, там и пригодился» – пословица скорее утешительная, чем побудительная, но нет, подождите, он же не в современную Россию едет, а в екатерининскую.

Предполагается, что сейчас этот парень, который с пелёнок рисует на всем, что попадётся под руку, которого приняли в Академию художеств ещё до того, как она была открыта, который победил талантом бедность и завоевал признание старших коллег за границей, развернётся во всю широту своего дарования, изменит облик парочки больших городов и впишет своё имя в историю настоящей, а не бумажной архитектуры. Не может же быть, что после такого успеха в Европе ты всю оставшуюся жизнь будешь слёзно выпрашивать хоть какое-то финансирование и одну за другой сворачивать собственные стройки. А, нет, оказывается, может.

В 2001 году Издательский дом «Искусство» выпустил большой сборник «Баженов Василий Иванович. Письма. Пояснения к проектам. Свидетельства современников». Самая замечательная рецензия на него – здорово, что такая громадная работа опубликована, но жаль, что всё её содержание сводится к жалобам и нытью. Ребята, если вам так грустно это читать, представьте, как Баженову было грустно это жить. У тебя несколько европейских дипломов, а Академия художеств такая: ничего не знаем, сдавайте экзамены заново. У тебя заказ на реконструкцию Кремля, а казна такая: ничего не знаем, армии деньги нужнее. У тебя утвержденный императрицей план загородной резиденции, а императрица такая: ничего не знаю, жить тут невозможно.

Ну, с Кремлём, допустим, ладно, там грунт просел и трещины пошли, и вообще проект, хоть и грандиозный, но спорный. Не то, чтобы все были против: Сумароков, например, о баженовской затее написал хвалебные стихи (правда, после этого с ним пол-Москвы здороваться перестали), но у большинства москвичей, наверное, было ощущение, что с их городом собираются сделать что-то чересчур крутое. Европейское образование, свежий взгляд и здоровые амбиции – это прекрасно, да и домики, никто не спорит, порядком пообветшали, но чтобы вот так взять и целиком Кремль разобрать, алё, молодой человек, вам сколько лет, вы вообще в курсе, как давно тут эти стены?

Царицыно – да, возможно, немного перестарался с масонством. Хотя граф Брюс говорил, что даже не это самое страшное, а сам монастырский принцип застройки под видом дворцового: то есть якобы у Баженова вместо собора – дворец, вместо часовен и церквей – беседки для кавалеров и дам, и так далее, и якобы это дичайшее оскорбление чувств верующих. И ещё: когда ты подписываешь чертёж в 76-м, а первый результат показываешь только в 85-м, есть такой риск, что вкусы у заказчицы уже немнооожечко поменялись и она хочет уже не твою «нежную готику», а, например, Пеллу, а со своими историями про то, как ты ради этой стройки продал дом, мебель и библиотеку, ты мог бы, пожалуйста, пойти куда-нибудь в другое место, потому что здесь мы сейчас всё будем ломать и переделывать.

Думается, что когда Баженов ещё только брался за новый проект, коллеги-архитекторы уже скрещивали пальцы «чур не я это потом разбираю». Через пару столетий в «Коммерсанте» грустно подытожили: «От Баженова практически ничего не осталось, стоит один Пашков дом против Кремля... да ещё неизвестно, точно ли Баженов его построил».

Вот вам и вернулся в Россию. Стоило ли оно того?..